Аналитика


"Правда сотрудников": Начавшиеся в "Вайлдберриз" процессы уже не остановить
Экспертное мнение | В России

Пункты выдачи заказов (ПВЗ) одного из самых популярных маркетплейсов в России сегодня стали закрываться на забастовку. Менеджеры "Вайлдберриз" не раз жаловались на жесткие правила со стороны руководства, но впервые решились на создание чего-то, отдаленно напоминающего профсоюз, и самоорганизовались. Впрочем, массовой акция протеста тоже не получилась, и большинство ПВЗ все-таки работают, а сотрудники обсуждают дальнейшие действия.

Все началось с того, что в локальных программах для сотрудников появились оферты от руководства, по которым превентивными мерами против брака и подмены товара стали штрафы и вычеты из зарплаты, которые могут достигать чуть ли не 100%. В компании всю вину за брак в посылках переложили на "последние руки" — руки менеджеров пунктов выдачи. Официально представители "Вайлдберриз" на диалог не вышли, протестующие требуют вернуть свои обещанные зарплаты. О ситуации Накануне.RU рассказал Дмитрий Козлов, представитель Telegram-канала "Правда сотрудников":

— Мы не обладаем информацией о том, сколько пунктов сегодня не открылись. Мы этим процессом не управляем, мы его не контролируем, перед нами никто не отчитывается. Нужно понимать природу этого явления — это инициатива работников, она абсолютно хаотична. Единственное, чего "Правда сотрудников" хочет добиться в этом контексте — это диалог.

Диалог осложнен тем, что нет единого списка требований и нет инициативной группы, с которой можно это осуществить. Но хаос есть и со стороны "Вайлдберриз", хотя такого можно ожидать от любой крупной компании, потому что современные корпорации построены по принципу размытости ответственности, управленцы не совсем понимают, какие решения они могут принимать, какие у них полномочия. Соответственно, они просто ответственность друг на друга перекидывают и решений не принимают.

Волна негодования поднялась после некоторых заявлений от руководства "Вайлдберриз" в официальном большом телеграм-канале (на 10к) для сотрудников, в частности там говорилось, что сотрудники ПВЗ виноваты в 98% подмен товаров, то же понимание по браку, обвинения эти абсолютно голословные и, честно говоря, не очень адекватные.

WildBerries, пункт выдачи заказов(2023)|Фото: Накануне.RU

Забрало у сотрудников после таких обвинений упало, и начавшиеся процессы сложно остановить. Мы пытаемся и пытались вывести людей на конструктивный диалог. Но руководство "Вайлдберриз" на диалог также не выходит.

Я не считаю, что происходящее — это происки конкурентов, я этого не вижу, я вижу хаотичную работу сотрудников. В это трудно поверить, для России это редкое явление, и тем не менее это так. Да, есть места работы, где и оплата меньше, и условия хуже, но там это как-то предсказуемо, человек идет на 30 тыс. руб. и получает 30 тыс. руб. Здесь обещают зарплаты гораздо выше, но из-за новых штрафов, правил, вычетов за брак на руки люди получают гораздо меньше, а сейчас появилась информация, которая и стала триггером, что сотрудники могут вообще ничего не получить, так как вырезать из зарплаты могут все 100%. Вот что возмущает. Полная непредсказуемость нервирует людей.

Это было на уровне слухов. Но на главном канале для сотрудников прошла конференция, где выступали руководители, в частности, Юлия Кукота, и там была озвучена информация о возможном вычете из зарплаты 98%. А буквально вчера "Вайлдберриз" через свои каналы для сотрудников различных подразделений, — а там много каналов и чатов, различных программ, вся работа с людьми и строится на внутренних телеграм-каналах, — стали высылаться договоры оферты, то есть компания в одностороннем порядке вводит новые условия труда, и если ты не соглашаешься, то тебя в программе просто блокируют. И на этом сотрудничество заканчивается. То есть условия не обсуждаются – ты их либо принимаешь, либо нет. К сотрудникам, устроенным по ТК РФ, эта оферта, конечно, неприменима. Но большинство менеджеров в пунктах выдачи заказов работают по договору гражданско-правового характера (ГПХ).

Подводят итог, забастовка – хаотичный процесс, инициатива самих работников, я не знаю никого, кто бы все это дело возглавлял и не знаю людей, которых бы работники выдвинули как некий канал коммуникаций. Никто процессами не управляет, это все инициатива работников, статистику пока мы собрать не можем. Работники должны сформировать требования, а руководство "Вайлдберриз" мы призываем отреагировать на требования, главное выстроить диалог, мы будем этому способствовать.

***

В Wildberries заявили о том, что информация о закрытии пунктов выдачи заказов и о забастовках не соответствует действительности. Компания подчеркнула, что пункты самовывоза продолжают работу в стандартном режиме. "Telegram-каналы раздули из мухи слона и представили это как "бунт" или "штурм" партнеров, но они представляют лишь 0,1% от их общего количества", — сказали в пресс-службе.

WildBerries, пункт выдачи заказов(2023)|Фото: Накануне.RU