Аналитика


Уникальная советская база в Киргизии может уйти за долги
Армия и ВПК | В бывшем СССР

Инфраструктура уникальной советской базы противолодочного вооружения ВМФ на Иссык-Куле может уйти с молотка. По оценкам экспертов и наблюдателей в самой Киргизии, кредитная нагрузка на компанию-оператора оказалась слишком высока. Еще с 90-х частью военно-морской базы управляют местные коммерческие структуры — предприятие "Улан" в Пристани-Пржевальске занимается разработкой торпедного вооружения, и если сейчас оно не справится со своими финансовыми обязательствами, то имущество военно-производственного объекта может быть распродано как залог по кредиту.

Во время Великой Отечественной войны на Иссык-Куль эвакуировали испытательные полигоны с Каспия. Советскому Союзу нужно было безопасное место, где можно работать с подводными аппаратами и торпедами. Флаг ВМФ поднялся над одним из крупнейших в мире незамерзающих соленых озер еще в 1955 году. За годы предприятие превратилось в крупнейший полигон, сравнимый только с аналогичной базой ВМФ США в канадском Онтарио. На нем работало более 1500 человек, а в день проводилось по 5-6 испытаний. Речь шла, прежде всего, об испытаниях торпед и водолазного снаряжения, которые производили на заводах СССР в Алма-Ате и других республиках.

В 1993 году Россия и Киргизия заключили соглашение, по которому 954-я испытательная база близ Каракола отошла в собственность Российской Федерации. Все опыты при этом проводились с соблюдением требований по безопасности и защите окружающей среды, как того требуют законодательство Киргизии и международные договоренности.

Александр Лапин на базе "Каракол"(2023)|Фото: пресс-служба Центрального военного округа

Однако часть инфраструктуры выделилась в коммерческие структуры ТНК "Дастан" и его дочернего предприятия ОАО "Улан". В результате советские производственные цепочки между алма-атинским заводом имени Кирова и киргизскими предприятиями на Иссык-Куле были разрушены. За 30 лет после перестройки предприниматели пытались наладить контакты с Индией или КНР, которые также используют советские наработки для разработки торпед и глубоководных аппаратов, но все это не принесло успеха.

К 2022 году предприятие ОАО "Улан", на площадке которого проходило испытание аппаратов, оказалось изрядно закредитованным. Согласно кредитному договору с ОАО "Айыл банк", общество должно в марте 2024 года вернуть 70 млн сом (более 60 млн руб.). При этом, согласно данным источников Накануне.RU, в самом банке займ воспринимают как проблемный и потенциально невозвратный. Да и репутация у коммерсантов не лучшая.

Экс-директор ТНК "Дастан" (ОАО "Улун" — дочерняя компания) Талантбек Иманов ныне занимает должность министра цифрового развития Кыргызстана. Теперь все его внимание сосредоточено на цифровизации банковской индустрии КР. Можно догадываться, чем это закончится для республики, чей внешний долг составляет более 5,3 млрд долларов.

"А бывший руководитель самого ОАО "Улан" в 2020 году уже обвинялся в том, что ранее выводил деньги из предприятия. Был и суд, и уголовное дело было. Я точно знаю, что никого не посадили, но якобы деньги выводились для выборов, поэтому в свое время мы в парламенте просили провести проверку этой истории", — говорит депутат Жогорку Кенеша (парламента Киргизии) Дастан Бекешев.

Согласно кредитному договору (имеется в распоряжении редакции), в залоге у банка находится военно-производственная база, которая включает в себя пристань для катеров, испытывающих торпеды в поселке городского типа Пристань-Прежевальск на озере Иссык-Куль.

База "Каракол"(2023)|Фото: пресс-служба Центрального военного округа

"В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком перед банком своих обязательств по кредиту <…> банк вправе удовлетворить свои требования в полном объеме за счет имущества заемщика", — говорится в договоре.

По данным Накануне.RU, владельцы коммерческих структур вокруг военно-производственной базы России на Иссык-Куле активно ищут способы избавиться от актива. Поскольку ранее хозяева предприятия пытались получить контракты в КНР и Индии, но не нашли успеха, то единственными реальными покупателями объекта могут быть украинцы или их кураторы. С учетом использования подводных дронов, которые уже применяются против инфраструктуры ВМФ РФ в Севастополе, а также и против кораблей Черноморского флота, не будет неожиданным, если невостребованная производственная база на Иссык-Куле вдруг окажется в руках ВСУ или западных стран.

Впрочем, военный эксперт Александр Храмчихин полагает, что вряд ли там получится испытывать морские дроны.

"В определенном смысле это был уникальный комплекс. В советское время он создавался на Иссык-Куле, потому что это был внутренний закрытый бассейн. В этом смысле, может быть, да [будет вероятная угроза]. Сама Украина, даже если это купит, вряд ли будет испытывать свои подводные дроны на Иссык-Куле, это невозможно. Максимум противник может использовать "Улан" в разведывательных целях, если на базе сейчас продолжаются какие-то испытания", — комментирует эксперт.



Иван Зуев