Аналитика


Срок ультиматума истек. Покинет ли УПЦ Киево-Печерскую лавру?
Общество | В бывшем СССР

29 марта истек срок ультиматума украинского режима, когда УПЦ должна оставить Киево-Печерскую лавру — этот источник и духовный центр Святой Руси, как отметил в своем заявлении сербский патриарх Порфирий, выразивший поддержку Церкви. В этот день тысячи верующих, которых не может вместить ни один из храмов нижней Лавры, пришли на богослужение в Печерскую обитель, чтобы вознести свои молитвы. Что будет дальше и каковы планы украинских нацистов?

Отобрание лавры еще в начале декабря анонсировал первое лицо режима Владимир Зеленский. В свою очередь, монахи отказываются покидать обитель, которую восстанавливали и поддерживали в течение 35 лет. Государство же, которое ничего для этого не делало, теперь "вспомнило", что это его собственность, отданная когда-то в аренду Церкви, которую можно под удобным предлогом вышвырнуть.

К слову, предлог так и не нашли. Комиссия, которая работала в лавре, сделала какие-то выводы, которые так и не были обнародованы. Было заявлено о каких-то "нарушениях". Но этом основании от Церкви требуют покинуть монастырь. С 30 марта должна начать работу новая комиссия — по приему-передаче имущества лавры. И с этого дня будет исключен вывоз личных вещей монахов и имущества монастыря. Это может указывать на то, что режим готовит рейдерский захват лавры с объявлением всего имущества его собственностью.

В то же время многие чиновники подчеркивают, что насильственного изгнания не будет. И одновременно — что УПЦ в лавре не будет. Что же задумали у Зеленского?

Судя по посулам тех же чиновников, план в общих чертах таков. В лавру будут постепенно заводить раскольников, чтобы они проводили там свои мероприятия. Этот план беспроигрышный в том смысле, что воспрепятствовать ему УПЦ никак не сможет, тем более если раскольников будут заводить под охраной, как было на Рождество в отобранном перед этим Успенском соборе. Не нападать же монахам и верующим на полицию и самим раскольникам. Это дозволено только последним по отношению к безоружным людям — верующим и духовенству УПЦ.

Для облегчения осуществления этого замысла режим постоянно заверяет, что тем, кто перейдет на сторону раскольников, разрешат остаться в обители. То есть у Зеленского рассчитывают на "троянского коня" внутри УПЦ — предателей, которые сломают братию обители изнутри. И здесь очень многое будет зависеть от твердости предстоятеля УПЦ митрополита Онуфрия, наместника лавры митрополита Павла и в целом священноначалия УПЦ. Пока они заявляют о своей твердости.

Так, глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилукский Климент сказал, что судебного решения об изгнании УПЦ из Киево-Печерской лавры не было, поэтому покидать свою обитель монахи не намерены. Он подчеркнул, что комиссия по приему-передаче имущества лавры, которая должна начать работу 30 марта, ничего не сможет сделать, потому что нет никаких юридических оснований для ее работы. Однако эта позиция имеет ту слабость, что режим легко примет любое судебное решение.

Митрополит Павел сообщил, что УПЦ обратилась в суд, но уже третий судья взял самоотвод, что указывает на давление на судей. Он тоже заверил в твердой позиции Церкви.

"Хочу сказать, компромиссов у нас насчет веры не будет никаких, мы будем стоять до последнего. Закон на нашей стороне", — сказал он.

Киево-Печерская лавра(2023)|Фото: Украинская Православная Церковь

Готовы ли монахи и верующие реально защищать обитель? Это самый сложный вопрос, поскольку рейдерского захвата лавры в классическом понимании может и не быть. Режим заявляет, что лавра и так его, поэтому в сопровождении вооруженных людей имеет возможность делать что хочет. Можно не сомневаться, что уже на Пасху под охраной произойдет осквернение храмов раскольниками. Видимо, расчет на то, чтобы все постепенно привыкли к "мирному сосуществованию".

Другой вариант — все-таки выселение монахов ночью, когда у них не будет поддержки верующих. Это весьма вероятный вариант, благоприятный для режима своей стремительностью. Возможен и промежуточный, комбинированный вариант — насильственное выселение нескольких наиболее твердых монахов, включая наместника, чтобы сломать остальных. Что изберет режим, непонятно.

Отдельно стоит остановиться на позиции священноначалия УПЦ. Изменение устава УПЦ в части "полной самостоятельности и независимости", которое было тайком продавлено на собрании епископов в конце мая 2022 года, не помогло. Тогда, напомним, УПЦ публично порвала с РПЦ и прекратила поминать патриарха Кирилла. Это незаконное деяние, однако, не спасло их от преследования. Сделанный шаг в сторону раскола, который совершило священноначалие, не удовлетворил режим — тому нужно полное подчинение раскольникам, которые по существу являются нацистами в рясах. Не помогла и позиция в духе "мы тоже помогаем ВСУ и осуждаем Россию".

Что нужно было делать УПЦ, чтобы снискать хотя бы нейтральность режима, сейчас сказать сложно. Скорее всего, не спасло бы ничего. Война Запада против православия — историческая неизбежность, предопределенная предшествующим тысячелетием и самим существованием государства "Украина". И когда в УПЦ подчеркивают свою любовь к Украине, тем самым разделяют и идеологические основы, подводимые режимом под выдавливание Церкви. Потому что Украина как русофобское государство не может иметь ничего общего со своими русскими корнями и остальной Россией. Этого не понимают в руководстве УПЦ или уже внутренне согласились?

Как бы ни закончилась история с лаврой, на территории, подконтрольной украинскому режиму, и дальше продолжится процесс изгнания Православной Церкви. Процесс запущен, и его уже не остановить. Вопрос в том, каким окажется сопротивление и чем оно обернется для будущего Украины.



Евгений Чернышёв