Глава СКР Александр Бастрыкин заявил, что число уголовных дел в отношении мигрантов по тяжким статьям заметно выросло, в пять раз по сравнению с 2021 годом. По его словам, миграционная политика должна учитывать не только экономические потребности, но и требования безопасности. Вот только призывы Бастрыкина пока пропадают втуне? Как показывают опросы, каждый шестой работодатель в России принимает на работу трудовых мигрантов. Такие результаты исследования платформы онлайн-рекрутинга Headhunter были недавно обнародованы. Большинство приезжих — из Узбекистана, чуть меньше таджиков и на третьем месте — рабочие из Киргизии. Меньше всего у нас работает мигрантов-китайцев. По статистике, в Россию в этом году въехало более 3 млн граждан, что превышает показатели за тот же период за последние шесть лет. Почему мигрантов становится все больше?
Цифры по количеству мигрантов заоблачные, но якобы из “вновь прибывших” осуществляют трудовую деятельность только 2,5 млн, а постоянно проживают на территории РФ и того меньше — до миллиона иностранных граждан, что менее 1% от общей численности населения нашей страны, отмечает член общественного совета при МВД России, профессор Государственного университета управления Владимир Волох. Можно ли доверять такой статистике или где-то регионы о чем-то умалчивают?
До наступления пандемии ежегодно государственную границу Российской Федерации пересекало порядка 15-17 млн иностранных граждан. То есть каждый день на территории РФ находилось порядка 9-10 млн иностранцев. Не стоит учитывать тех граждан иностранных государств, которые через Россию проезжают транзитом, и все же цифры остаются большими — 6-7 млн человек постоянно прибывают, и большая часть из них работает.
“Здесь хотелось бы сразу пояснить, что абсолютное большинство из этих иностранных граждан находилось со временными, краткосрочными целями. Как вы знаете, Олимпиада, например, у нас проходила, Чемпионат мира по футболу. Большое количество иностранцев к нам приезжали”, — говорит Волох.
Руководитель сектора изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН Владимир Мукомель считает, что в России нет засилья мигрантов — по статистическим данным у нас средний показатель для развитых экономик, можно сказать, “стандартный уровень” в сравнении с другими государствами.
Основное законодательство по миграционной политике было принято еще в начале 2000-х годов. Здесь, безусловно, есть ряд вопросов и нужно вносить изменения в государственную миграционную политику, так как ситуация в России изменилась в связи с недавними событиями и СВО, констатирует Владимир Волох.
“Миграционная политика в России, если обратиться к классикам, к Владимиру Ильичу, то это “шаг вперед, два шага назад”, — говорит Владимир Мукомель. — Она вальсирует по той простой причине, что мы не очень хорошо понимаем, каким мы видим будущее России”.
По мнению эксперта, есть две точки зрения: первая — Россия должна развиваться с опорой на русско-православное культурное ядро, в таком случае приток иноэтничных мигрантов, всех иностранцев, размывающих это ядро, угрожает культурным ценностям и будущему такого государства. Поэтому нужно выстраивать жесткую, рестрикционную миграционную политику. Альтернативная позиция заключается в том, что без мигрантов перед нами встанут серьезнейшие экономические, социальные, демографические вызовы.
“Да, мы должны понимать, что перед нами стоят культурные вызовы, но мы должны выстраивать миграционную политику так, чтобы максимально адаптировать и интегрировать тех мигрантов, которые собираются остаться в стране, и в этом плане мы не должны ориентироваться исключительно на правоохранителей. Мы должны учитывать социальные, экономические и демографические вызовы”, — полагает Владимир Мукомель.
Ожидать миграционного спада в этом году не стоит, уверен эксперт, так как их национальные валюты так или иначе связаны с рублем и с долларом. Если обесценивается рубль, обесцениваются и национальные валюты этих стран, выгодность труда в России сохраняется. А в России в это время наблюдается пока небольшая, но все же нехватка трудовых ресурсов. Потребность в дополнительных рабочих руках возрастает, так как появились новые территории, говорит Владимир Волох, и на этих территориях огромный объем работы.
Политик и общественный деятель Дмитрий Демушкин категорически не согласен с мнением коллег, он считает, что статистика якобы имеет расхождение с реальностью в миллионы неучтенных мигрантов, на сегодня это 16-17 млн человек. И мигрантов как раз и завозит государство и окологосударственные структуры под свои инфраструктурные проекты, а потом эта масса незадействованной больше трудовой силы разбредается по частному сектору бизнеса в поисках работы за любые деньги. Итог — обесценивание труда для граждан России.
По мнению эксперта, мы должны перенять опыт некоторых стран, например, Франции, где любую должность для начала предлагают гражданам страны, затем мигрантам из определенных стран, и лишь затем, если действительно желающих не нашлось, место предлагают гастарбайтерам. При этом заведомо занижать зарплату нельзя, оплата вполне рыночная, и отказ должен быть обусловлен не тем, что работать придется много и за копейки без страховки и гарантий.
“Главный завозчик миграционных потоков в страну — это государство, а вовсе не бизнес. Но думать надо о своем населении и повышать стоимость труда, отказываться от низкоквалифицированной рабочей силы, во-вторых, делать для местных преференции, опять же работодатель должен доказать, что он не нашел местного жителя и нанял иностранного рабочего. За него он должен платить зарплату выше рынка, страховку, взносы, чтобы доказать, что для него важен именно такой специалист. Работу надо предложить прежде всего своим гражданам”, — говорит Демушкин.