Владимир Зеленский записал к Пасхе видеообращение, записанное перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. Выступление было чисто политическим, антироссийским и, скрыто, антицерковным, поскольку всем известно, что он добивается изгнания Церкви из обители, в которой монахи пребывают тысячу лет, и сделал это уже частью своего имиджа, как ранее Петр Порошенко сделал ставку на "томос".
Офис Зеленского создает ему ореол защитника "украинской церкви" от "московских попов", которые якобы захватили лавру и другие "украинские святыни". А он-де вернет их Украине. Эта мысль была главной и в его провокационном выступлении перед Успенским собором, который ранее был отобран у Церкви. Ни один православный христианин, видя это издевательство, не мог испытывать никаких добрых чувств к этому человеку, который демонстративно плюнул в лицо всем православным.
Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров считает, что своей выходкой Зеленский расколол общество. Так это или не так, достоверно сейчас сказать невозможно, поскольку церковная тема на Украине в высшей степени политизирована и за "неправильные" высказывания можно запросто получить срок. Например, как наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь), который говорит то, что и должен говорить епископ: ПЦУ — это раскольники, не имеющие канонических хиротоний. За одно упоминание правды его упекли под домашний арест — жители республики, видимо, не должны этого знать.
Но дело в том, что те, кому надо, прекрасно знают об этом. На Украине несколько миллионов верующих, которые вполне понимают суть вопроса: Зеленский хочет запретить Церковь, и ее "московскость" является лишь предлогом. На самом деле под ударом православная вера как то, что духовно скрепляет воедино Русскую цивилизацию, даже если верующие на Украине считают себя украинцами. И эта духовная война не прекратится.
К чему она приведет, предвидеть сложно, но к чему ее пытаются вести — это видно со всей ясностью. Пока украинский режим требует от Церкви "объединиться" с раскольниками, те в открытую говорят о будущем объединении с униатами, что означает окатоличивание Украины. Ведь сами униаты — это римо-католики, которые были созданы под видом православных для более успешного их окатоличивания. Даже само название греко-католики — это экивок в сторону "греческой веры" (так в то время часто называли православие — в отличие от веры латинской). Греция — страна православная, и чтобы бросить кость "православным собакам", униатам дали имя греко-католиков. Сегодня такой же трюк пытаются проделать с Церковью, чтобы она на якобы объединяющей платформе украинскости ушла в раскол.
Пока, к счастью, этого не получается. В лавре нашелся только один предатель, который, как Иуда, предал Христа в среду и принял от раскольников должность "и.о. наместника" Киево-Печерской лавры. Еще одним поразительным символом стала фамилия этого персонажа — Лотыш.
Вообще символизм в церковном вопросе на Украине просто бросается в глаза. Недавно в Киевской области во время захвата храма в селе Липовец один из рейдеров Владимир Натыкач вырвал крест прямо из рук священника, после чего ему внезапно стало плохо и он тут же скончался.
Совпадение? Возможно. Но и здесь более чем примечательна фамилия умершего — Натыкач. Как там сказано о Церкви? "Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит" (Лк. 20:18). Этот уже наткнулся. (По некоторым данным, правда, скочался замглавы мэра Кагарлыка Иван Семцов, но вряд ли это что-то меняет).
2 апреля умер один из "героев" видеоролика, который разлетелся в сети: певчая хора Киево-Печерской лавры Екатерина Ершова стоя на коленях читает молитвы, а вокруг нее кривляются и танцуют под нацистские песни несколько "свидомых". О факте смерти одного такого "свидомого" сообщила пресс-служба УПЦ. И опровергнут он не был.
Кроме того, 6 апреля в ДТП погиб экс-депутат Рады от партии Виктора Ющенко Владимир Стретович — доцент Киево-Могилянской академии, почетный президент Всемирного конгресса украинских юристов, президент Общества пчеловодов Украины. Незадолго до этого он возглавил захват одного из храмов.
Еще в марте сообщалось, что в тех храмах, которые режим отобрал у Церкви и в которые завел раскольников, потемнели кресты. Этомe факту были найдены объяснения. Так, реставратор Ольга Крюкова заявила, что с крестов просто слезла позолота, так как это хрупкий материал и он требует постоянного обновления. Вероятно, была нарушена и технология золочения. Свою роль могли сыграть и осадки. Все это действительно может объяснить факт потемнения крестов. А вот как объяснить сам символ?
Еще один пример. В сентябре 2013 года в России и на Украине в храмах многих городов и сел замироточили иконы. Это было в начале осени, когда ощущение чего-то надвигающегося буквально витало в воздухе. Тогда Запад усиленно толкал Виктора Януковича на подписание ассоциации с ЕС, а на архиереев давили из Киева, чтобы они выступили за "евроинтеграцию". Об этом сегодня почти никто не помнит, но материалы о мироточении икон в 2013 году до сих пор можно в изобилии найти в сети, в том числе видео.
Война режима с Церковью не полностью воспринимается даже среди официальных лиц. Так, недавно суд в Киеве вернул в прокуратуру дело, в котором иеромонах УПЦ Захарий обвиняется в "оправдании российской агрессии" за исполнение песни, в которой есть слова "звон плывет над Россиею". Суд указал, что обвинение не соответствует требованиям уголовно-процессуального кодекса.
Что касается возможного раскола внутри украинского общества, то стоит учитывать, что оно более консервативно, чем российское. А вера — самая консервативная часть мировоззрения. Так что Зеленский, как ни парадоксально, покушается на сами основы украинской идентичности. Нашла коса на камень. И даже если он победит или запретит Церковь, это отнюдь не будет означать его победы. Можно захватить храмы, но Церковь останется в сознании верующих и обязательно будет восстановлена.
О сознательной ставке на раскол говорит не только сам факт поддержки режимом раскольников. Согласно данным украинского Института массовой информации, который провел мониторинг крупнейших украинских интернет-изданий, более 82% публикаций о Церкви содержат язык вражды. Это только усиливает внутреннее разделение.
Еще один фактор — вероятное вмешательство экуменического патриарха Варфоломея. Скандально известный клирик Днепропетровской епархии УПЦ Андрей Пинчук опубликовал обращение от имени неких священнослужителей УПЦ к главе Фанара. Он просит принять их к себе. Пойдет ли на это Варфоломей? И чья это инициатива?
"Нужно понимать что такая инициатива не принадлежит Пинчуку — он лишь в очередной раз отрабатывает заказ. А инициатива принадлежит Варфоломею, который видит, что в текущих условиях на объединение с ПЦУ и УГКЦ из среды УПЦ пойдет лишь небольшое число самых продажных и отмороженных. Поэтому для УПЦ и создается такая инициатива. Естественно, после того как все желающие будут приняты в КонстП [Константинопольскую патриархию], их отправят в подчинение Епифанию и выбора у них уже не будет, потому что Варфоломей не может плодить сущности и создавать на одной территории параллельные структуры. Но сейчас расчет строится по принципу, который в свое время озвучил мэр Днепра Борис Филатов: "Дайте мразям любые обещания, а вешать будем потом", — пишет православный публицист Александр Вознесенский.
Если учесть то, что за спинами всех фигурантов маячит тень римского папы, то картина еще более усложняется — и упрощается одновременно. На украинское православие давят с разных стороны и разными методами. Пока оно с грехом пополам, но держится.