Аналитика


"Шокирующие аналогии": о новом клипе Шамана
Общество | В России

Новый клип певца Шамана вызвал очередную шумиху, но на этот раз даже не из-за текста, а из-за внешнего вида и даты публикации. Клип снят на Красной площади, Шаман поет "с нами Бог", будучи в черной кожаной куртке, с повязкой на рукаве и с челкой, зачесанной набок. Релиз выпущен 20 апреля.

Возмутились этому даже многие патриотически настроенные публицисты. Так, например, политический деятель, экс-спикер парламента Новороссии Олег Царев в своем телеграм-канале пишет:

"Проблема системы в том, что русских патриотов изображают непатриоты за деньги. А они как понимают, так и делают. Других для нас нет. Хорошо, что не зиганул в конце".

Певец SHAMAN(2023)|Фото: скриншот с youtube-канала "SHAMAN"

И что ни песня певца — то какая-то шумиха, что там пиарщики нашаманили такого, что власти не смущают эти скандалы, а скорее наоборот, образ и идеи активно продвигаются? Своим мнением эксперты поделились с Накануне.RU.

Константин Семин(2020)|Фото: Youtube.comКонстантин Семин, политический обозреватель:

— Я думаю, здесь есть единство формы и содержания. Сколько ни отнекиваться — все равно попадание в тренды стопроцентное. И то, что в клипе появилась эта визуализация "белокурой бестии", — это как раз то, на что существует запрос. Я уж не говорю про текст песни: "С нами Бог", "небо славян" — там музыкально сплошные заимствования из известной националистической песни группы "Алиса" про "семя орды", "ярмо басурман", и что бы Кинчев ни говорил сегодня, он все-таки был иконой для правого и ультраправого движения в России в свое время. А здесь прямая перекличка.

А с политической точки зрения — это попахивает каким-то фарсом и издевательством над даже тем смыслом, который, может быть, был в такую песню вложен. Визглявый голос, который плохо соответствует тем правым смыслам, которые песня пытается передать. И тем не менее 20 апреля клип представлен, триколор на рукаве и прогулка перед Мавзолеем — немножко по-другому мы себе представляли себе, как Красная площадь должна выглядеть. В стране у нас не все белокурые и голубоглазые, да и лозунг "С нами Бог", я думаю, тоже не всем придется по душе, потому что кто-то из уроков истории еще помнит, на чьих пряжках этот лозунг когда-то был.

Страшно даже не то, что это воспринимается как обыденность и ни у кого не возникает эстетического диссонанса, никто не хватается за голову и не понимает, до какой степени это дискредитирует ту шаткую модель, которая сегодня везде присутствует, популяризуется, а страшно то, что это находит своего слушателя, зрителя: восторженные комментарии, восторженные люди, которые в этом видят "нашего мальчика", "нашего пацана". Они не в состоянии оглянуться и понять, какие во всем этом есть параллели.

Михаил Онуфриенко(2015)|Фото: Накануне.RUМихаил Онуфриенко, военный обозреватель:

— Шаман — товарищ раскрученный, поэтому он может продвигать разные образы в границах разумного, это не имеет особого значения. Мне кажется, что он работает на ту аудиторию, которую ни в чем убеждать не надо, которая и так патриотична, с его ли песнями, или без него. Это та аудитория, которая занимает уже давно четкие позиции и понимает, что зачем делается. Такое творчество тоже нужно, кто-то же этим должен заниматься. Мне представляется более важным работать на другую аудиторию, убеждая наших противников, колеблющихся или сомневающихся, и готовить людей для этого.

Виктор Мараховской(2023)|Фото: из личного архива Виктора МараховскогоВиктор Мараховский, публицист:

— Я могу поздравить уважаемую общественность с тем, что она занялась такой ностальгической вещью, как споры о стилистике. Когда нашей общественности нечего делать, она затевает такие споры. Я не вижу никакого смысла в принципе обсуждать или осуждать стилистику какого бы то ни было исполнителя по одной простой причине — исполнителей должно быть много, желательно, штук 250 только на слуху, вместо того, чтобы носиться вокруг только одного или двух.

Вместо того, чтобы обсуждать подобные вещи, надо иметь полную линейку исполнителей желательно на всех уровнях, во всех жанрах, на всех уровнях притязательности и непритязательности, чтобы они еще между собой вели какие-нибудь идейные дискуссии. А так у нас один-единственный, может быть, два или три человека на всю эстраду как-то выражают свою более-менее государственническую позицию — ну вот давайте им рассказывать, что у них заклепки не с той стороны.

Это очень мило и очень ностальгично, что все опять настолько расслабили булки головного мозга, что начали заниматься любимым делом. Но вообще-то у нас СВО идет, с нами полмира воюет, так что давайте лучше не об этом.



Евгений Иванов