Аналитика


Владимир Петровский: Си Цзиньпин отправляет спецпредставителя на Украину
Экспертное мнение | За рубежом

Си Цзиньпин провел телефонный разговор с Владимиром Зеленским. Об этом сообщило китайское агентство "Синьхуа", президент Украины также подтвердил факт переговоров, сообщил, что общение было "длинным и содержательным". Зеленский считает, что разговор даст "мощный толчок развитию двусторонних отношений".

В начале апреля французский дипломатический источник сообщил, что председатель КНР Си Цзиньпин готов позвонить президенту Украины Владимиру Зеленскому, он постарается выбрать для этого подходящий момент. Эта готовность стала результатом переговоров Си Цзиньпина с президентом Франции Эммануэлем Макроном и председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен в Пекине.

После телефонного разговора Зеленский заявил, что Киев не согласен на территориальные уступки в мирных переговорах, Украина должна войти в мир в границах 1991 года. Впрочем, во время общения эта тема не поднималась. И тем не менее, "уважение суверенитета других стран" и "соблюдение Устава ООН" по-прежнему являются пунктами мирного плана Китая. МИД КНР объявил о назначении спецпредставителя Китая по урегулированию российско-украинского конфликта. Он должен будет посетить с целью консультаций Украину и другие заинтересованные страны. Спецпредставителем стал 70-летний Ли Хуэй, бывший посол КНР в России.

Своим мнением об этом поделился с Накануне.RU главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Владимир Петровский:

— Пункт о территориальной целостности идёт первым в китайском мирном плане. Он важный и он спорный. Это традиционная позиция Китая, который озабочен проблемами в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в Тибете, в других местах, очень чувствительно относится к критике в свой адрес и поэтому, конечно, Китай не может не отстаивать принцип территориальной целостности.

С другой стороны, когда мы думаем, что этот план достаточно пророссийский, то речь идёт о том, что этот принцип можно трактовать по-разному. Например, в Крыму прошёл референдум, Крым попросился в состав России, была проведена процедура присоединения к России. То же самое произошло в Донецкой и Луганской народных республиках, ещё в двух новых регионах. Проводились референдумы в Донецке и Луганске ещё в 2014 году. С точки зрения международного права, это нормально. Это может быть спорно для западных стран, но, опять же, есть прецедент Косова.

Кажется, когда Китай выдвигал этот пункт, он прекрасно понимал, что споры будут длительные, но в целом без этого пункта обойтись нельзя. В принципе, если проходит референдум и та или иная территория хочет от кого-то отсоединиться, к кому-то присоединиться, то почему бы и нет? Прецедент Косова показал, что это возможно. Почему в Косово можно, а в Крыму, условно говоря, нельзя? С точки зрения международного права и Устава ООН, это нормально. Тем более, Устав ООН так написан, что допускает интерпретации.

Главное противоречие, которое в нём содержится, — это противоречие принципа территориальной целостности и принципа права на самоопределение. Устав ООН был так написан, чтобы удовлетворить и тех, и других. Отсюда все вопросы постоянно возникают. И Китай, прекрасно это понимая, такой пункт включил.