Аналитика


Смело. Черкасский митрополит выступил за духовное единство Святой Руси
Общество | В бывшем СССР

Находящийся под домашним арестом митрополит Черкасский и Каневский Феодосий обратился к своей пастве. Это событие, на первый взгляд совершенно незначительное, тем не менее стало первой публичной оценкой правящего архиерея сложившейся церковной ситуации, причем в контексте истории. И, стоит подчеркнуть, контексте абсолютном верном. Впервые за последнее время вот так прямо и смело было заявлено о необходимости духовного единства Святой Руси. Что же сказал митрополит Феодосий?

Выступление не было ни протестным, ни провокационным. Митрополит сказал, что в связи с заточением неизбежно изменилась его духовная жизнь. Он продолжает дистанционно руководить епархией, но теперь у него появилось больше времени на уединенную молитву и на размышления о Церкви и о народе. И у него болит душа за миллионы соотечественников, мирян, священнослужителей и многих епископов Церкви, которые переживают как глубокую рану внутрицерковные процессы, запущенные обстоятельствами последнего года. Это явный намек на собрание в Феофании 27 мая 2022 года, которое было затем объявлено как Собор епископов и которое объявило о "полной самостоятельности и независимости" УПЦ.

"Не все согласны с теми каноническими изменениями, которые происходят в жизни нашей Церкви, — подчеркнул архиерей. — Для многих единство Церкви, которое сохранялось на протяжении тысячелетия, является великой ценностью, которую нельзя и невозможно разорвать из-за сиюминутных обстоятельств жизни, в том числе политических. Речь идет о единстве Церкви, которая пережила множество политических режимов, междоусобных войн, правителей, иерархов, предателей, тех, кто ввел нас в унию, кто пытался разрушить единство Церкви. Церковь как никто знает, что войны начинаются и заканчиваются, правители приходят и уходят, даже страны возникают и исчезают, а Церковь незыблема. Это Церковь Владимирова Крещения, Церковь Святой Руси".

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий(2023)|Фото: Черкасская епархия

Митрополит Феодосий высказал важнейшую мысль: единство Церкви и духовное единство народа превыше политических разногласий и противоречий. Это то, против чего как раз борется нынешний украинский режим, который под политическими предлогами пытается разорвать единство Церкви и разрушить духовное единство на той территории исторической Руси, которая ему подконтрольна. Это косвенно признает и сам режим, который всегда вспоминает о крещении Киевской Руси, но на том с русскостью и порывает. Естественно, митрополит не упоминал о "режиме". Но очень просто и доходчиво объяснил, почему никакой военный конфликт не может быть основанием для раскола и отпадения от единства Церкви.

"Было множество междоусобных войн на нашей земле. Новгородцы воевали с киевлянами, киевляне воевали с псковичами, была междоусобная брань между князьями, но никогда не возникало даже мысли у архиереев вплести Церковь в контекст междоусобных браней, сделать Церковь оружием разжигания ненависти между народами или племенами. Церковь всегда выступала за мир и молилась за мир. А когда ее заставляли поддерживать *****, она умолкала. В таком же молчании, как мне кажется, пребывают сегодня многие иерархи и священники. Они не поддерживают нарративов ненависти", — рассказал архиерей.

Это прекрасное историческое сравнение примечательно несколькими мыслями. Во-первых, нынешние "князья" могут сколько угодно воевать, но не имеют исторического права ставить под сомнение духовное единство народа. А против него выступает именно нынешний "киевский князь". Во-вторых, все сказанное касается междоусобной брани. И коль скоро он хочет разорвать единство Церкви, то речь уже может идти о духовной интервенции или о работе на интервентов (была упомянута уния). А в-третьих, разжигает конфликт именно украинский режим, который заставляет Церковь к этому присоединиться, поэтому она и молчит. Поразительное выступление!

В заключение митрополит Феодосий, словно это было последнее напутствие, заявил, что "нужно успеть сказать сегодня то, что завтра мы сказать не сможем". И заверил, что смутное время пройдет, а все, построенное на лжи, уйдет.

Обыск в Киево-Печерской лавре(2022)|Фото: СБУ

Интересно, что митрополиту только 48 лет. Он родом из Киева, но учился в Калужском духовном училище, Калужской духовной семинарии, Московской духовной академии. В 2001 году по прошению направлен на Украину, где занимал разные церковные посты. В 2020 году был назначен архиепископом Черкасским и Каневским, а через год митрополитом Онуфрием возведен в сан митрополита.

Православный публицист Александр Вознесенский прокомментировал выступление митрополита Феодосия и его слова о канонических изменениях, с которыми многие не согласны.

"По факту это прямое обвинение и отвержение лжесобора в Феофании — именно он инициировал канонические изменения в УПЦ. Особо подчеркнуто, что для многих верующих единство Церкви, которое соблюдалось 1000 лет, до сих пор является великой ценностью, от которой они не хотят отказываться... Это именно те слова, которых все ждали от Онуфрия еще год назад... Владыка Феодосий, который ранее первым выступил в защиту преследуемого [православного журналиста] Яна Таксюра, сейчас выступил как голос совести Церкви", — написал Вознесенский.

Черкасский митрополит еще два месяца назад заявил, что режим фактически поставил ультиматум — раскол или запрет.

Это первое открытое несогласие с объявленным отделением от РПЦ и сомнительностью этих действий. Совсем недавно патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид на радио "Звезда" сказал об этом так:

"Священный Синод РПЦ прекрасно сказал, что все те заявления, которые прозвучали на так называемом Феофаниевском соборе, нуждается в рассмотрении. И это было сделано только для того, чтобы не нагнетать ситуацию. Ведь заявление были на грани раскола — о собственно мироварении, об открытии зарубежных приходов на канонической территории РПЦ, что категорически недопустимо".

Пока же УПЦ продолжает пребывать в нынешнем малопонятном состоянии. Может быть, пастырские слова митрополита Феодосия подтолкнут киевское священноначалие к более вразумительной позиции?



Евгений Чернышёв