В Росавиации, Минтрансе и других гражданских структурах видят практически ежедневные сообщения СМИ об "упавших" беспилотниках неясного происхождения, но поделать с этим ничего не могут. Контроль и подавление БПЛА в России в руках силовиков. При этом часть гражданских аэродромов остается неприкрытой от нападений, а после завершения СВО рынок, измеряющийся уже сейчас десятками миллиардов рублей, наводнят военизированные дроны. В руках злоумышленников они будут представлять серьезную опасность.
По данным Минтранса, сегодня в реестре Росавиации учтено более 78 тыс. воздушных беспилотников. "И это далеко не все беспилотники", — отметил замминистра транспорта России Дмитрий Баканов на круглом столе в Совете Федерации, посвященном теме беспилотной авиации. Глава департамента цифрового развития Минтранса России Дмитрий Скачков сообщил, что число полетов БПЛА растет, в прошлом году только зарегистрированных было более 97 тыс. Растет и число нарушений, связанных с полетами — в прошлом году, например, их было около 200.
При этом СВО кардинально ничего не изменила в существующей системе, разве что регионы получили возможность запрещать полеты БПЛА. И если в субъектах центральной России это еще оправдано, то, например, в Магаданской области — это, очевидно, барьер, считает заместитель руководителя Росавиации Дмитрий Ядров. По его словам, сейчас ограничения введены почти в половине регионов (38).
Вопрос с прикрытием объектов не решен ни с технической, ни с административной стороны. "Есть силовые ведомства, которые наделены возможностью борьбы с БПЛА, они могут применять, подавлять. Что касается гражданских аэродромов: службы безопасности на них не имеют компетенции, на аэродромах не стоит никаких средств обнаружения и подавления. Наша позиция — этим должна заниматься Росгвардия, за рубежом этим занимается полиция", — считает Ядров.
Нужен законодательный перечень объектов с обязательной или рекомендованной защитой от дронов, вторят в "Лаборатории Касперского". Сейчас без прикрытия остаются многие важные объекты, безопасность которых зачастую обеспечивается охранными структурами на свой страх и риск", — отметил представитель компании.
"Системы радиоэлектронной борьбы могут воздействовать на 80-90% видов беспилотников, но есть отдельные классы беспилотников, которые летят в режиме авиамолчания по заранее заложенному маршруту, и для них нужно физическое противодействие. Решение не должно быть военным и не должно нести опасность, поскольку такие дроны могут летать над населенными пунктами", — рассказал глава подразделения Kaspersky Antidrone Владимир Туров.
"Ранее рынок беспилотников рос в гражданском секторе, сейчас вектор смещается на военные дроны, рынок наводнят модифицированные, нестандартные дроны, которые в руках злоумышленников будут представлять большую опасность", — добавляет эксперт.
По данным Kaspersky Antidrone, ежегодно в России продается 200 тыс. беспилотников. 22 млрд руб. — объем рынка беспилотников в РФ в 2022 году, к 2030 году этот показатель составит уже 130 млрд руб.