Указом Владимира Путина под внешнее управление были переведены компании "Юнипро" и "Фортум", активы которых преимущественно находятся в УрФО, возглавили компании менеджеры "Роснефти". Однако, тут далеко до условной "национализации по Сечину", это, скорее, ответная мера на национализированные активы той же "Роснефти" за рубежом. Своим экспертным мнением об этом с Накануне.RU поделился директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
— У "Роснефти" забрали активы в той же Германии, соответственно, это плата за национализацию активов там. Причем, в отличие от немцев, мы ничего не национализируем, то есть права собственности не переходили, эти компании были переданы под внешнее управление. Права акционеров с точки зрения владения акциями не изменились.
И пресс-секретарь президента РФ сказал, что список активов не закрыт, он может быть расширен, исходя из того ущерба, который понесли российские компании на зарубежных рынках из-за неправомерных действий в отношении их активов. Все логично. Сегодня это энергетика, завтра это могут быть компании из других секторов. Поэтому тут вопрос все-таки про ответные меры, а не про "национализацию по Сечину".
Почему сейчас это произошло? Можно это было сделать еще в прошлом году, но, к сожалению, только сейчас.
Что касается, монополизации в регионах, где расположены переданные под внешнее управление активы, то с формальной точки зрения компании не стали зависимы друг от друга или от какого-то третьего лица. Управленцы — да, у них может стоять схожая строка в резюме, но если они будут действовать скоординировано в рамках одной стратегии на оптовом рынке, то вопросы могут появиться у Федеральной антимонопольной службы. А так — пока рисков монополизации, передела рынка нет. Все, по сути, остается так же, как и было, просто дивиденды не отправляются на Запад, а управление сосредоточено полностью внутри страны.