Глава Ростеха Сергей Чемезов рассказал о планах с 2025 года выпускать ежегодно по десять самолетов Ту-214, о которых, вероятно, никто бы не вспомнил, если бы не санкции. Но теперь на них планируется сделать ставку, так же как на МС-21 и "Суперджеты" с российскими двигателями.
По словам Сергея Чемезова, завершается испытание двигателя ПД-8 и процесс сертификации самолета "Суперджет нью". Серийный выпуск по 20 лайнеров в год запланирован со следующего года. В 2024 году должны завершить сертификацию и выпустить первые 6 серийных самолетов МС-21. Планируется выпуск в 2024 году 20 самолетов "Суперджет".
На Казанском авиационном заводе строятся новые ангары. Завод будет выпускать по 10 самолетов Ту-214 уже с 2025 года, заявил Чемезов на встрече с председателем правительства России Михаилом Мишустиным. Тот пообещал, что для реализации проектов будут рассматриваться различные варианты господдержки — от субсидирования кредитования до использования частично средств ФНБ.
Между тем, выпускать по 10 Ту-214 в год обещал еще весной 2022 года теперь уже бывший вице-премьер Юрий Борисов, при этом он не говорил, что эти планы начнут реализовываться только в середине 2020-х. Тогда он уверял, что заместить детали зарубежных производителей в Ту-214 можно за год, поскольку они использовались "в минимальном количестве".
А пока есть проблемы даже с выпуском единичных экземпляров этих лайнеров. На днях "Коммерсант" сообщил, что возвращение в коммерческую эксплуатацию самолетов Ту-204/214, на ремонт которых Минпромторг выделил 15 млрд руб., затягивается. Поставка двух самолетов, которые авиакомпания Red Wings планировала получить в апреле, переносится на конец лета. Причина срыва сроков — долгий поиск подрядчика для восстановления салона. Это первые самолеты данного типа, которые год назад решили вернуть к регулярным пассажирским перевозкам.
А ведь еще в декабре 2022 года Казанский авиазавод выпустил пафосную (и, вероятно, хорошо оплаченную) рекламу, в которой говорилось о том, что "никаких Boeing и Airbus больше не будет".
И планы действительно стоят грандиозные, Минпромторг обещал выпустить 1000 лайнеров отечественного производства к 2030 году, Денис Мантуров уже и сам стал вице-премьером вместо Юрия Борисова, но пока о производстве 100 самолетов в год речи и близко не идет. Как водится, у некоторых появилось желание списать неуспехи в замещении импорта на обстоятельства непреодолимой силы.
В феврале этого года участники рынка заявляли, что в России промышленные предприятия находятся "в стрессе" из-за необходимости выполнять гособоронзаказ. Гендиректор компании "Авиасистемы" (занимается материально-техническим обеспечением эксплуатации самолетов Ту-204/214, Ил-96, Бе-200 и других самолетов) Дмитрий Хоружик сообщил, сейчас поставщикам комплектующих "совсем не до самолета Ту-214".
Так, арзамасское предприятие "Темп-Авиа" (Нижегородская область) и мичуринский завод "Прогресс" (Тамбовская область) готовы выполнить заказ на датчики линейных ускорений для систем Ту-214 только в конце 2025 года. "Все вы понимаете, на какие изделия эти датчики уходят, и они будут туда уходить. Поэтому промышленность сейчас находится в стрессе по гособоронзаказу", — сказал он.
А экономист Андрей Клепач на МЭФ-2023 указывал на проблему, которая стояла и до СВО, и останется по завершении спецоперации, если ее не начинать решать, — кадровую. По его словам, Казанскому авиазаводу для выполнения озвученных планов потребуется как минимум 3,5 тысяч новых рабочих и инженеров, а их неоткуда взять. Снять остроту кадрового вопроса для промышленности в стране можно было бы в течение одного-двух лет, но пока эти шаги не предпринимаются.
Он же заявлял, что выиграть экономическую войну при доле машиностроения в ВВП России на уровне 3% будет крайне непросто. Эта доля, по его словам, должна быть в разы выше. В целом же РФ "находится в сражении, где наш промышленный потенциал в 22 раза меньше, чем у противников", да и расходы на науку в России несопоставимы с тем, что тратят другие страны.