Аналитика


Кино для детей — забытое искусство
Общество | В России

Успех семейного фильма "Чебурашка" — событие для отечественного кинематографа значительное, но помимо этого, и поучительное, детские фильмы у нас до сих пор практически не снимают, может быть, поэтому изголодавшийся зритель с таким удовольствием пошел на сказку для взрослых и для детей?

И, как показал прокат, успех таким светлым и добрым картинам обеспечен. Но как же так получилось, что страна, где когда-то по заказу государства снимались десятки фильмов для детей и подростков в год, за последние 30 лет не создала запоминающихся образов, полюбившихся героев, вроде Электроника? Единственное, чем можно "похвастаться" — мультперсонажи из телесериалов, к которым у взрослых есть, конечно, вопросы. А где же "Морозко", "Приключения Буратино", фильмы вроде "Про Красную шапочку" — будут ли создавать новое или, как в случае Чебурашки, пойдут по пути ремейков?

Кинотеатр под открытым небом в ЦПКиО Екатеринбурга(2022)|Фото: пресс-служба ЦПКиО

Есть мнение, что кино для детей и подростков у нас производят, но такие фильмы не смотрят — их не берут в прокат из-за возрастной маркировки, невыгодной прокатчикам. Вообще, известно, что снимать кино для детей — бизнес неприбыльный. Затрат много, а из-за различных ограничений отдачи мало. Поэтому, в том числе, в СССР детские фильмы были на балансе у государства, но по большей части потому, что воспитание молодого поколения — государственная задача, и если воспитывается ребенок на чужом кино, какое ему будет дело до родной страны?

А свято место пусто не бывает, в вакууме, образованном из-за отсутствия наших фильмов, дети смотрят в сети иностранные сериалы, тут лидер по производству кино для подростков — американский "Нетфликс", а с недавних пор пор в моду вошли подростковые корейские дорамы, различные аниме и прочие достаточно спорные для психики детей работы. Так что же, проблема не с производством? Киножурналист Давид Шнейдеров считает, что проблема в прокате.

"Я посмотрел чудесное детское кино "Календарь майя" для детей от 6 до 14 лет, это невероятно интересно. Но никто не пошел, фильм ничего не собрал, проката в Москве практически не было, шел фильм по регионам. Проблема не только в производстве, мы производим детское кино, не так много, как хотелось бы, но производим — проблема в прокате и в рекламе", — считает Шнейдеров.

Судя по всему, государственная политика в отношении детского кино меняется, президент РФ Владимир Путин подписал закон о возможности полного государственного финансирования производства и проката национальных художественных фильмов для детей и юношества. И вот опять: указ президента есть, а вопросом никто не занимается?

"Напрочь отсутствует эта политика, за примером далеко ходить не надо, мы с Хотиненко в Общественной палате России вели группу по детскому и юношескому кино, разработали целую стратегию, но ничего не изменилось. Поэтому, я считаю, что должна быть четкая государственная политика, потому что это специфический жанр", — говорит главный редактор информационного портала о культуре в России и за рубежом "Ревизор.ру" Денис Кирис.

Качество кино в целом, а детского в частности — еще она причина не слишком большой популярности отечественных фильмов. Если ставить планку в "Морозко", "Приключений Буратино" и другой советской классики, то сравнение не в пользу сегодняшних лент, уверены эксперты. И здесь тоже должна быть четкая государственная политика — растить и воспитывать кадры, которые смогут снимать конкурентное кино, с российской спецификой, продолжающее традиции советского кинематографа.

"Должны быть мастерские, подмастерья, этих людей нужно готовить: актеров, сценаристов, режиссеров. Одно дело — производство, реклама, прокат и совсем другое — личность. Простите, а где Леонид Нечаев, где Ролан Быков? Нет личностей. Все стремятся снимать кассовое, а-ля голливудское кино, все хотят снимать "Холоп", "Вызов", "Богатырь", — говорит Давид Шнейдеров.

Гостья из будущего, кадр из фильма(2018)|Фото: kino-teatr.ru

Кинорежиссер Николай Бурляев считает, что для детей нужно делать кино так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, но он не согласен с тем, что в России нет тех, кто мог бы заниматься детским кинематографом.

"Я очень часто и с трибуны критикую Минкультуры, часто говорю о том, что оно выродилось в Министерство развлечений. Но дело-то даже не в Минкультуры, тут надо все решать на более высоком уровне. Надо менять те подходы к культуре, которые были применены в начале перестройки, когда Ельцин отменил своим законом от 1993 года всякое влияние государства на культуру. Вы им, мол, только давайте деньги. Один из первых министров культуры у нас говорил так: "Культуру надо подвинуть на панель". Эта рыночная стратегия до сих пор и мешает развиваться детскому кино", — говорит Бурляев.

Эксперт считает, что проблема с детским кино возникла из-за того, что идейный подход был запрещен, но разве государство, заботящееся о следующих поколениях, может позволить себе отказаться от идеологии?

"Этого слова у нас боятся, но что в нем плохого? Идеология — это наука об идеале. Государство не только имеет право, оно должно иметь представление об идеале. Президент сделал шаг в этом направлении через указ об основах государственной культурной политики — наша культура должна развиваться на основе традиционных духовных ценностей. Но перестройка в головах руководства Минкультуры пока не происходит с той скоростью, с которой должна происходить".

Кино для детей и подростков — это не просто часть шоу-бизнеса и "интертеймента", стоит осознать, что молодежная политика во многом будет выстраиваться на основе из кино и литературы, впитанных в раннем возрасте. Здесь речь уже о стратегии безопасности. Но у нас пока "патриотическая идеология" — нечто насильно насаждаемое в школе учителями, поднятие флага и чтение молитв? А ведь через культуру духовное развитие идет без насилия, но пока на культуру из бюджета закладывается, по словам Бурляева, 0,6%, а стоило бы 3%.

"Сейчас у нас бюджет на все кино на год — это бюджет трех американских анимационных фильмов, — говорит режиссер. — И до сих пор главное для фильма — это рынок, успех в первый уикенд, но не надо мерить в России успех уикендом. Нужно мерить успехов в вечности и тогда будут появляться Бондарчуки, Тарковские, Шукшины и так далее".

Пока же, при остаточном финансировании культура погибает, а кино для детей становится забытым искусством.



Александр Назаров