Межгосударственный авиационный комитет пришел к парадоксальному выводу: безопасность полетов в России в 2022 году оказалась на самом высоком уровне как минимум с 2018 года, несмотря на санкции. По данным МАК, число происшествий и катастроф на 1 млн вылетов достигло наименьших значений. Своим мнением о такой радужной статистике в беседе с Накануне.RU поделился бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Олег Смирнов:
— С выводами МАКа нужно считаться, однако, надо учитывать в этой информации, что 2022 год был не самым большим, мягко выражаясь, по показателям налета на авиапарк российских авиакомпаний.
Как вы знаете, мы были лишены прав летать над воздушным пространством Европы, лишены права летать во все страны Европы, мы были лишены права летать в 11 [российских] городов, которые недалеко от Черного моря, из-за военной операции на Украине. Да, мы восполнили это значительно полетами внутри страны, но эти объемы не рекордные, они, наоборот, рекордно низкие. Общие объемы перевозок — 95 млн мы перевезли, а до этого мы перевозили и 100 млн, и больше, а это количество полетов, количество рейсов, количество инцидентов на каждую тысячу часов.
Поэтому, успокаиваться нам ни в коем случае нельзя и эти цифры воспринимать как нечто выдающееся — тоже, потому что катастрофы у нас уже были в 2022 году, правда, они были не на крупных лайнерах, а в малой авиации, но тем не менее это тоже симптом, необходимо продолжать работу в направлении обеспечения безопасности, указанной в 19 приложении ИКАО. Мы все же являемся членами ИАКО, а в этом приложении говорится о роли государственных органов в обеспечении безопасности полетов. И вот это 19 приложение у нас до сих пор не принято к исполнению.
Успокаиваться на этих цифрах МАКа нет никаких оснований и нет оснований для гордости. Мы очень далеки от этого и, как вы знаете, именно из-за вопросов безопасности нас вывели из членов совета ИКАО, а мы полвека были членами совета. Более того, ИКАО повесил нам красный значок — это значит, что для всех государств-членов ИКАО, а это 193 государства, дано предупреждение внимательно проанализировать состояние наших самолетов, что они и делают по 19 приложению ИКАО.
Но это было еще до 2022 года, когда мы лишились поставок запчастей, а некоторые компании отказали в сервисном обслуживании “Боингов” и “Аэрбасов”, на этом фоне тем более нам надо повышать внимание и уровень поиска рисков. Ведь эти “Боинги” и “Аэрбасы” продолжают у нас летать неизвестно на каких запчастях, тем более здесь нашему надзорному органу необходимо очень тщательно следить за тем, чтобы, несмотря на эти санкции, мы не нарушали краеугольные требования к безопасности полетов авиакомпаний.
Но чем меньше летаем — тем меньше инцидентов, а на статистике безопасность выше, но это путь в никуда.