Госдума в первом чтении согласилась предоставить силовым ведомствам возможность отлавливать беспилотники где угодно, а не только в воздухе.
До сих пор законодательство предусматривало такую возможность лишь для БПЛА, но по словам Александра Хинштейна — одного из разработчиков документа — атаки совершаются и в воде, и на земной поверхности, и силовики, согласно словам депутата, ничего не могут этому противопоставить.
Ко второму чтению Хинштейн намерен внести поправки, которые расширят список силовых структур, имеющих право "останавливать" движение беспилотников: к Росгвардии, полиции, ФСБ, ведомственной охране и т.д. могут присоединиться МЧС и фельдъегерская служба.
Депутат также пообещал не останавливаться на достигнутом и начать работу над регулированием беспилотников в целом.
"По данным Росгвардии, при патрулировании территории Запорожской АЭС ежедневно фиксируется 5-9 полетов беспилотников. ФСИН за прошлый год зафиксировал 81 попытку запустить беспилотники над исправительными колониями. Хаос царит в сфере подавления движения беспилотников, сегодня каждый может купить себе антидроновое ружье. Когда беспилотники долетают до Кремля — надо в этой сфере навести порядок", — возмущается депутат.
Он полагает, что пока вооружать силовиков средствами борьбы с беспилотниками будут за счет гособоронзаказа, а в следующем году авторы инициативы будут просить предусмотреть средства в бюджете. Примечательно, что в пояснительной записке к законопроекту говорится, что бюджетных расходов не потребуется. Но Хинштейн не пояснил такого расхождения.
Депутат Сергей Лисовский, между тем, предупреждает об опасности чрезмерного регулирования отрасли в первую очередь для развития самой отрасли.
"На Западе эта отрасль развивается не за счет военных бюджетов, а за счет очень широкого использования в гражданской экономике", — сказал парламентарий.
И действительно, уже известно, что запрет на полеты беспилотников в 40 российских регионах, введенный на фоне майской атаки дрона на Кремль, может стоить отрасли до 10 млрд руб. и откатит рынок к уровню 2018 года. Речь идет о недополученной прибыли производителей и эксплуатантов беспилотников, и наиболее чувствительные потери понесет сельскохозяйственный сектор.
Эксперты критикуют запреты, поскольку они не ведут к предотвращению нападений и запускаемые с террористическими целями дроны летают и так без оформления разрешений. При этом беспилотники законопослушных операторов в РФ остаются на земле, хотя именно они зачастую повышают безопасность мониторингом местности. Так, гражданские дроны помогают увидеть машину, рядом с которой преступники режут трубу или минируют рельсы.
Наконец, массовые запреты полетов БПЛА осложнят процесс подготовки операторов даже для СВО, а также и работу волонтеров по изготовлению военизированных беспилотников. В этой ситуации, скорее, нужен комплекс организационных мер и технологических решений, которые позволят, во-первых, обнаруживать правильно оборудованное беспилотное воздушное судно, во-вторых, определять его маршрут и, наконец, обеспечивать отправку служебных команд внешнему экипажу на посадку.