Аналитика


От звонка до звонка: от последнего в школе — до первого на заводе
Общество | В России

Для выпускников на этой неделе звучит последний звонок и для многих это будет "точкой" в обучении вообще, ведь кто-то предпочитает сразу идти работать, а не продолжать "грызть гранит" в вузах. В крайнем случае школьники получают среднее профессиональное и по окончании начинают зарабатывать больше, чем инженер с высшим образованием. Откуда возник такой перекос и чего хотят нынешние выпускники?

Последний звонок для школьников первый шаг к взрослой жизни, как теперь они отвечают на вопрос "кем быть"? Ведь приоритеты у государства изменились, меняется и система высшего образования. Конечно, прежней популярностью пользуются московские вузы, но их уже теснят региональные, а часто и вовсе заменяют "дистанционные курсы". Но в целом высшее образование не является для многих единственным возможным путем после школы, среднее профессиональное становится предпочтительнее по целому ряду причин.

выпускной, колокольчик, последний звонок, школа(2012)|Фото: Гу Мвд России по г. Москве

Государственный заказ на рабочие специальности расширяется, это сказывается на уровне зарплат. Поэтому высшее образование, необязательное для работы руками, теряет былую привлекательность. По статистике, для инженеров-выпускников и рабочих без высшего образования уровень оплаты труда серьезно разнится: если первые после вуза могут рассчитывать на 47-65 тыс. руб. (больше только в госкорпорациях, куда довольно сложно попасть), то в строительстве или на современном производстве можно заработать от 100 тыс. руб., немудрено, что многие сегодня отказываются от высшего образования.

Руководитель проекта "Национальный рейтинг университетов" Алексей Чаплыгин приводит данные, что предпочтения действительно меняются — примерно 8% людей с высшим образованием готовы за 200-300 тыс. руб. в месяц перейти на рабочие или сервисные специальности. Но покинуть благоустроенную городскую среду рискнут немногие, что касается рабочих специальностей, то тут тоже выбирают современное производство и стройки.

"Уже меньше выпускников стремятся в вузы, больше хотят получить профессиональное образование: начальное, среднее профессиональное образование", — говорит Алексей Чаплыгин.

Так, в семьях происходит переосмысление необходимости "вышки" — просто "корочка" сегодня мало кому нужна. По поводу фундаментальности университетского обучения омбудсмен в сфере образования Амет Володарский констатирует: да, вуз сегодня — это не то, что было 40 лет назад. Никаких гарантий высокой зарплаты его окончание не дает, но сегодня высшее образование может задать личную траекторию развития благодаря модульности.

"Студент может брать модули разных вузов в своем учебном заведении. К сожалению, у нас по образовательным стандартам вузам не дают такого права, но это практикуется, например, в Китае, в Европе, кстати, в азиатских странах, бывших странах Советского Союза уже даже в конституцию внесли право вуза на академическую свободу, работать по собственным стандартам в профессиональном сообществе", — говорит Володарский.

Студенты(2022)|Фото: Накануне.RU

От выпускников требуется сегодня не только непосильная, как показывает опыт предыдущих поколений, задача выбрать себе профессию на всю жизнь, но и самосознание и мотивация — выбирать модули и самостоятельно разрабатывать траекторию личного, профессионального развития. Современное образование — непрерывный процесс, специалист в своей области должен будет проходить новые курсы повышения квалификации всю жизнь, чтобы оставаться "в тренде".

Это то, что требуется, но совсем другая история — отсутствие у молодежи и мотивации учиться, и в целом падение уровня образования от школы до вуза — не раз звучавшая истина.

"То что идет определенное снижение, не риторическое, а реальное, и в школах, и в вузах — и мотивации, и атмосферы, подходящей для образовательного процесса, и перспектив — это я подтверждаю, — говорит заслуженный учитель РФ, историк, кандидат психологических наук, профессор МГПУ Александр Снегуров. — Снижается роль вузов, в школах идет снижение общей стимуляции к получению знаний. Но есть группы учащихся с высокой мотивацией, и это не зависит уже от школы, они участвуют в олимпиадах, это просто люди, способные к самообразованию, у кого есть репетиторы, кому помогают идти к цели родители".

То есть мы возвращаемся к материальному обеспечению духовных стремлений — талантливых ребят без денег не спасет стипендия в 2 тыс. руб., придется приспосабливаться, искать работу, и образование уходит из приоритетов в тревожной среде, где каждый сам за себя. Деление на бедных и богатых происходит задолго до того, как прозвучит последний звонок, но материализуется в социальной среде как деление на "способных" с образованием и "приспособленных" с работой — сразу после выпускного.

"Часто желание самореализации детей приносится в жертву социально-экономическому приспособлению", — заключает Александр Снегуров.



Александр Назаров