Аналитика


Фильм "Хитровка": "викторианская" Россия и Шерлок Холмс "для бедных"
ВКино

Новый фильм Карена Шахназарова в первые киновыходные оправдал название "Знак четырех" и занял четвертое место, повторить успех "Вызова", который до сих пор остается в лидерах, не получилось. Может быть, потому что "Хитрова. Знак четырех" не так уж широко рекламировался? Антуражный детектив вполне мог привлечь в залы больше зрителей, но вот остались бы они довольны? Подробнее — в рецензии Накануне.RU.

Карен Шахназаров создал занимательный гибрид — реальную историю совместил с повестью Артура К. Дойла "Знак четырех". Подобную абракадабру пытался, и весьма успешно, штамповать Борис Акунин в своих произведениях, немного улучшая прошлое, а то оно у нас слишком мрачное и малоромантичное — "трущобные люди" того же Гиляровского или "На дне" Горького. То ли дело у Дойла — те же беды, те же люди, зато как весело и интересно!

Но другие наши режиссеры и писатели не стеснялись зарабатывать на "хрусте булкой", живописуя лишь прекрасный старый мир и нехороших революционеров, которые его разрушили. Потому для нас самым примечательным здесь может быть то, что впервые героями выбрали гуманистов, мыслителей и творцов, которые не только приняли революцию, но и весьма ей способствовали своей деятельностью. Из мрака их образы вытащили, стряхнули пыль и пустили в сюжет. Смело.

фильм "Хитровка. Знак четырех"(2023)|Фото: kinopoisk.ru

Интересно, как бы они сами отнеслись к тому, что стали героями детектива? Петрушка — тоже яркий персонаж, но у него из известного места тянется рука. Натягивать писателей на современные характеры для игры в Лавкрафта и "Сонную Лощину" начали с Гоголя, может быть, поэтому он и перевернулся в гробу?

Но это едва ли не первый фильм, который хотя бы поначалу рисует "Россию, которую мы потеряли" с безжалостной откровенностью, где дети — ходовой товар, а рядом с буржуазной жизнью благополучных верхов существуют обделенные, но пока беззубые и смиренные в своей грязи низы. А как бы могло быть иначе, ведь мы помним, кто тут главные персонажи — Владимир Гиляровский, заложивший основу социального реализма и сторонник революции 1905 года, и его "напарник" Константин Станиславский, также принявший революцию, а фоном к основному сюжету (от Конана Дойла) идет постановка "На дне" Максима Горького.

Чтобы лучше разобраться в характерах "трущебного люда", Станиславский просит провести для него экскурсию по Хитровке, Гиляровский соглашается. И все, что будущий режиссер видит там, должно изменить героя, но картина ловко увиливает от серьезных тем, погружая сюжет в антураж "викторианской" России, выуживая из тумана на улицы Москвы индийскую тему с колонизацией, а заодно и анти-героя — типичного джентльмена, англичашку с дурными намерениями.

фильм "Хитровка. Знак четырех"(2023)|Фото: kinopoisk.ru

Хоть "викторианская" Москва и красивая, но детективная линия слабая, потому получился такой "Шерлок Холмс" для бедных. Хотя наблюдать за историческими персонажами, которые вместо того, чтобы бороться за права бедных, ищут убийцу индуса-сиддха, выслеживая карликового пигмея, стреляющего отравленными дротиками из трубочки, — любопытно.

Помимо Гиляровского и Станиславского, на экране появляется Чехов — он ест мороженое с клубникой и говорит про новую пьесу "Вишневый сад", Немирович-Данченко постоянно сетует на царскую цензуру, а в финале на сцену выйдет автор постановки "На дне" Максим Горький.

фильм "Хитровка. Знак четырех"(2023)|Фото: kinopoisk.ru

Сюжет крутится вокруг древнего индийского колье, которое может вытащить из бедности если не всю Хитровку, то хотя бы главную героиню, но она в итоге как будто решает, что от денег только беды, а от больших денег — большие беды, и уходит в туманный шалман хитровских проулков. "Как будто" здесь неслучайно, мотивы персонажей для зрителей часто остаются настолько непонятными, что кажутся недостоверными.

А ведь в фильме Станиславский! И как же им всем не крикнуть: "Не верю"?



Александр Назаров