"Дочка" "ЮТэйра" — "ЮТэйр — вертолетные услуги" — может вскоре остановить работу до трети парка, если не удастся решить основные проблемы с поставками двигателей и других комплектующих.
"Мы делаем прогноз по своему (вертолетному) парку (группы "Ютэйр"). Если ситуация не изменится, будет остановка 30% (вертолетов). Я думаю, у других операторов ситуация не лучше", — сказал гендиректор перевозчика Андрей Мартиросов.
Парк "ЮТэйра", по данным Росавиации на начало мая, насчитывал 191 вертолет: Ми-26, Ми-8, Ка-32, AS 350, AS 355. Флот всей группы "Ютэйр" превышает 320 машин. Среди основных проблем поддержания летной годности вертолетов указаны отсутствие двигателей, сложности приобретения агрегатов и комплектующих изделий, а также задержки их поставки до 300 дней.
По словам Мартиросова, в течение года придется остановить до 30% парка вертолетов всех типов группы "Ютэйр", если не удастся решить основные проблемы с поставками двигателей и других комплектующих. В основном, это связано, конечно, с двигателями для "вертушек", даже на отечественных машинах они нередко были импортными, в том числе, поставлялись с украинского предприятия "Мотор Сич", гендиректора которого Вячеслава Богуслаева в 2022 году задержали за госизмену.
Главный редактор портала "Авиапорт.RU" Олег Пантелеев в разговоре с Накануне.RU отметил, что все это не значит, что "уже завтра" многие вертолеты перестанут летать. Есть риски, о которых руководитель "Ютэйра" заявляет, обращаясь к представителям отраслевого сообщества. Они связаны с тем, что вертолетная индустрия, как и многие отрасли экономики, перестраиваются на новые условия. Промышленность загружена гособоронзаказом и импортозамещением, заказчики сокращают издержки и вместо вертолетных перевозок делают выбор в пользу альтернативных логистических схем, а контракты с ООН, которые были важны для "Ютэйра", не продлеваются.
"Думаю, что крупнейший отечественный вертолетный оператор так и останется крупнейшим. Да, нужно будет замещать выпадающие объемы работ новыми проектами, но это обычная бизнес-задача", — говорит Олег Пантелеев.
Что касается рейсов и пассажиров, то перевозки на вертолетах, за исключением туристических, являются субсидированными, их оплачивают региональные или муниципальные власти, или это чартерные перевозки в интересах корпоративных заказчиков. Тут все зависит от того, будут ли готовы эти заказчики платить за услуги больше. Если авиакомпания сможет поднять доходную ставку, то она во многих случаях сможет решать проблемы с запчастями и комплектующими изделиями.
"Выражаясь образно, за двойную плату многие проблемы решить становится проще. Выход из сложившейся ситуации — не драматизировать ее", — считает эксперт.
Депутат Думы Югры Виктор Сысун в разговоре с Накануне.RU сообщил, что нужен системный подход со стороны государства по созданию собственной линейки как двигателей, так и запасных частей к ним для переоборудования самолетного и вертолетного парка.
"Если "встанет" 30% парка, плюс это "встанет" у других перевозчиков, о чем пытается сказать господин Мартиросов, то это означает только одно: услуги вырастут в цене. Здесь нужен сложный системный подход, надо связывать между собой перевозчиков, "Ростех", во-вторых, брать это на контроль федерального Правительства с точки зрения дотаций или усовершенствования импортозамещения", — сказал Виктор Сысун.
В экспертных кругах также обсуждается вопрос о том, является ли заявление Мартиросова своего рода призывом к новым льготам из югорского бюджета (ХМАО владеет около 40% "Ютэйра").
"О новых льготах для компании я бы говорить не спешил. В 2015 году в предприятие были "влиты" 12 млрд руб. из бюджета. Подавалось это под таким "соусом": рынок выстоит, акции компании вырастут, округ заработает. Давайте посмотрим, сколько стоили акции "ЮТэйра" в 2015 году и в 2023-м, а также посчитаем упущенную выгоду бюджета автономного округа по использованию этих 12 млрд, которые можно было пустить на "социалку", решение вопроса обманутых дольщиков и других проблем", — сказал Виктор Сысун, уточнив, что надо еще посмотреть, где "приписаны" вертолеты компании.