Премьер-министр РФ Михаил Мишустин во время визита в Китай призвал активнее работать над облегчением взаимного доступа на рынки сельхозпродукции и совместно укреплять продовольственную безопасность. Призыв не выглядит дежурным, ведь по-прежнему сохраняется интрига с поставками в Поднебесную отечественной пшеницы.
По итогам января-апреля этого года КНР импортировала 6 млн тонн пшеницы, что на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и здесь примечательны две вещи.
И это на фоне остальных проблем России с экспортом, которые до сих пор сохраняются, несмотря на выдвинутые российскими властями условия по "зерновой сделке". В 2022 году из-за санкций Запада у России оказался заблокирован экспорт 50 млн т зерна, невостребованных на отечественном рынке, из рекордного урожая в 150 млн т. Тем не менее, сделку раз за разом продлевают.
В это время крупнейшими поставщиками пшеницы в Китай стали недружественные Австралия и Канада, на которые пришлись 59,7% и 18,3% поставок соответственно. Среди основных причин ограничения поставок из России Bloomberg называет ужесточение фитосанитарных правил и логистические трудности. Кроме того, по мнению агентства, на позицию Пекина оказывают влияние введенные Западом санкции против РФ.
Стоит сказать, что Китай является крупнейшим производителем зерна в мире, однако, чтобы прокормить почти полуторамиллиардное население, вынужден также закупать зерновые за рубежом. Основными продовольственными культурами, закупаемыми в КНР, являются соя, кукуруза, сорго, пшеница и ячмень. Основными поставщиками в 2022 году стали:
Россия не входит в топ экспортеров зерновых в КНР, а лишь указывается в разделе "и другие" наряду с Таиландом и Вьетнамом.
Отраслевые аналитики также не видят возможностей для наращивания закупок в России.
"Согласно мировому распределению производства пшеницы и структуре торговли ею, а также ситуации в России и на Украине, ожидается, что основным источником импорта пшеницы в нашу страну в 2023 году по-прежнему будут Соединенные Штаты, Канада, Австралия, Франция и другие страны", — так сформулированы перспективы в китайском документе "Анализ рынка пшеницы за 2022 год". И новейшие данные Bloomberg не противоречат прогнозу китайских аналитиков.
В марте этого года китайские источники также допустили вероятность роста импорта пшеницы из России в 2023 году, но сочли возможный рост незначительным.
Поставки пшеницы в Поднебесную остаются завязанными на США, Канаду и Австралию.
При этом закупки в Соединенных Штатах регулярно осложняются ростом курса доллара. Не исчезла и угроза торговых войн, когда американские власти могут росчерком пера запретить поставки неугодной стране любого товара и добиться того же от своих сателлитов, например, Канады и Австралии. В случае же вооруженного конфликта в Тайваньском проливе КНР также столкнется со сложностями в получении зерновых морем из Бразилии и Аргентины. Тогда как Российская Федерация с курсом на дедолларизацию и сухопутной границей выглядит надежным зерновым тылом для Китая.
В сентябре прошлого года на площадке ВЭФ было объявлено об открытии Забайкальского зернового терминала. Кроме того, Китай продолжает создавать транзитный зерновой коридор для развивающихся стран. КНР уже экспортирует пшеницу (прежде всего в КНДР, Мавританию и Сирию), однако объемы этих поставок крайне уступают импорту. Сопряжение китайской инфраструктуры с зерновыми ресурсами России и Казахстана может стать важным геополитическим шагом в борьбе за влияние в странах третьего мира.
Вопросы экспорта сельхозпродукции обсуждались в ходе российско-китайского бизнес-форума в Шанхае, но, что интересно, тематический круглый стол прошел в закрытом от прессы формате. В целом, геополитическая обстановка сейчас благоволит наращиванию поставок российской пшеницы в Китай. Важно только, чтобы финансовый блок российского кабмина сам не сдерживал развитие отечественного производства и экспорта.