Аналитика


Не до шестидневок: из-за ситуации с зерном машиностроители ждут сокращения рабочей недели
Экономика | В России

В России широкий резонанс вызвало предложение о введении шестидневной рабочей недели, с которым выступила некая организация "бизнес-патриотизма" "Аванти". Там считают, что именно так стране удастся достичь технологического прорыва. Однако ряд предприятий гражданского реального сектора в это время задумываются о четырехдневке, и не ради красивого эксперимента, о котором когда-то мечтал Дмитрий Медведев, а вынужденно, из-за падения объемов производства. Козырять словом "патриотизм" сейчас модно, но как только доходит до дела, так часто у властей патриотизм и рядом не стоял, особенно если речь идет про экономику и конкурентное положение отечественного производителя.

Сельхозмашиностроение — высокотехнологичная и динамично развивавшаяся в последние годы отрасль, испытывает серьезные проблемы на фоне постоянного продления "зерновой сделки". По итогам 2022 года, при рекордном урожае, в стране было произведено на 23% меньше комбайнов и на 1% меньше тракторов, чем годом ранее, а за первые два месяца 2023-го производство начало падать уже в денежном выражении — на 11%. Заводы по производству сельхозтехники в первую очередь зависят от аграриев, а те столкнулись со снижением доходов из-за низких цен на сельхозпродукцию, экспортных пошлин и роста затрат на семена, удобрения, перевозки.

Коллаж, посевная кампания(2023)|Фото: Накануне.RU

Алексей Барбалат, гендиректор АО "Ногинский завод топливной аппаратуры" и член ассоциации "Росспецмаш", отмечает, что в 2022 году поставки его предприятия в дальнее зарубежье прекратились полностью — не только в европейские страны, но и во все остальные из-за приостановки расчетов, так выпало порядка 10% объемов; внутренний же рынок начал сильно падать с лета прошлого года и к осени был практически близок к нулю. Производители двигателей резко уменьшают объемы из-за сокращения выпуска тракторов.

"Ситуация очень сложная. Мы вынуждены были 1-15 мая отправить рабочих в отпуск и думаем, что делать дальше. В июле-августе будет корпоративный отпуск, но все равно прогнозируемые объемы производства не позволят обеспечить полную загрузку, поэтому, возможно, придется [в июне] переходить на четырехдневку", — говорит он.

На предприятии работают 450 человек, в вынужденный отпуск в мае ушли 350 сотрудников — все те, кто заняты в производстве.

По его словам, критическая ситуация сложилась почти по всей отрасли, и если раньше сельхозмашиностроение было в числе передовых, то сегодня выхода из застоя не видно. Главных причин можно выделить две.

Сварщик "Уралвагонзавода"(2022)|Фото: Накануне.RU

Поэтому пора понять, что бизнес-патриотизм — это в первую очередь протекционизм, а не прокукарекать про шестидневку, и там хоть не рассветай. Без протекционизма не будет ни реальной загрузки предприятий, ни технологического суверенитета, о чем столько разговоров. Уже сейчас плачевные последствия видны для многих заводов целой отрасли сельхозмашиностроения и занятых на них рабочих, более того, сводится на нет вся господдержка, которая имела место в предыдущие периоды, говорит Алексей Барбалат. Программы поддержки прописывали обязательства по объемам выпуска и реализации продукции, для выполнения этих обязательств нужен рынок, а он тает, несмотря на рекордные урожаи и расцветающий лишь на словах, а не на деле, экономический патриотизм.

Источник: "МЭФ. Экономика для людей"