Аналитика


Илья Марков: В 300-летие Екатеринбурга главным действующим лицом будет сам город
Общество | Свердловская область

Екатеринбург скоро отметит 300-летие, и к юбилею город ждет много интересных мероприятий. Начальник управления культуры Илья Марков рассказал в интервью Накануне.RU о том, чем живет одна из культурных столиц страны.

О юбилейных мероприятиях

Скоро Екатеринбург отметит 300-летие. Как управление планирует провести День города, какие артисты станут хэдлайнерами?

Илья Марков(2019)|Фото: Накануне.RU

— Я, конечно, не буду называть конкретных имен. Даже Алексей Валерьевич (Орлов, мэр Екатеринбурга, — прим.) их не называет, хотя мы с ним это обсуждаем. Мы слышим обратную связь, появляющуюся прежде всего по поводу артистов, и каждый раз не менее 50 тыс. человек приходят в Исторический сквер.

Есть аудитория, которая не всегда может себе позволить присутствовать на концертах столь популярных артистов, и мы ориентируемся на более массового потребителя, а не только молодежь. Хотя в прошлом году были Filatov and Karas. Это для нас был эксперимент, в итоге мы хорошо отработали, это был вечерний формат дискотеки. В год 300-летия это тоже будет, мини-open-air на городском пруду.

И хочу сказать, что в этом году в ходе гала-концерта в Историческом сквере не предполагается полуторачасовое действие одного артиста. Мы считаем, что главным действующим лицом, особенно в юбилей, должен быть город, поэтому три-четыре звездных гостя будут встроены в общий сценарий, через их репертуар мы расскажем историю города.

Чайф, День города, Владимир Шахрин(2019)|Фото: Накануне.RU

Запланирована площадка в ЦПКиО, посвященная Свердловскому рок-клубу, наиболее знаковые участники которого будут хэдлайнерами. Будут две молодежные сцены. Одна сделана силами Русской медной компании у КРК "Уралец". Там будут соответствующие артисты, это скейт-самокатно-велосипедная площадка. Также у Дворца молодежи мы делаем фестиваль, который соединит в себе два направления досуга: киберспорт, киберактивность, а также воркаут и паркур. Хотим сломать стереотип, что это две разные аудитории, что одни сидят за компьютерами, а вторые хулиганят и прыгают по крышам и заборам. Очень часто эти аудитории пересекаются, там тоже будет свой артист.

На Октябрьской площади будет детская программа, которая расскажет о системе дополнительного образования. Будет красивая метафора, связанная с началом жизни, стартом, взлетом. Предполагается, что там выступит артист для аудитории 10-14 лет. Они с трех-четырех лет смотрят YouTube, всех знают, есть свои любимчики, попытаемся удовлетворить их запрос.

Местные артисты будут основой. Нам очень понравилось, как это было решено в Нижнем Новгороде на 800-летии: было интересное представление, рассказывающее об истории, очень много было связанных с городом красивых метафор, и артисты, которые участвовали в празднике, взаимодействовали с местными коллективами. Мы, конечно, планируем участие всех наших прославленных городских коллективов, массовых, прежде всего.

Клава Кока(2022)|Фото: Накануне.RU

Вы говорите, что жители так или иначе приходят в Исторический сквер. Работает ли в случае с концертом на этой площадке принцип "кого позвали, того и слушаем?

— Здесь вопрос сложнее и тоньше. Вообще, идея массового праздника понятна. Для кого-то атмосфера некомфортна: это большое скопление людей, и далеко не всем это нравится. Стараемся прилагать максимум усилий для безопасности, чтобы инцидентов не было. Мне кажется, для нас вопрос больше про это. Содержание мы стараемся делать интересным. Я очень рад тому, что мы в последнее время добились того, чтобы люди, приходя в Исторический сквер, что-то узнали, а не только посмотрели на звезду. На 9 мая был проект "Мы внуки твои, Победа", мы гордимся им.

Растяжка "С Победой, Свердловск" в ЦПКиО им. В. В. Маяковского в Екатеринбурге(2023)|Фото: Накануне.RU

По поводу "кого привезли, того и ладно": не было ни разу, что кого-то привезли и в Историческом сквере никого не было. Приходят не только за артистом. Есть большая программа мероприятий, салют. С другой стороны, я же нахожусь в Историческом сквере, вижу, как реагируют на артиста, не могу сказать, что кто-то говорит "Фу" и отворачивается. В 2022 году приезжал Александр Маршал. У меня — консерваторское образование, могу сказать, что качество исполнения, то, с какой отдачей он работает, меня удивило. Я видел много концертов, видел, как люди работают под фонограмму, это, к сожалению, часто встречается у молодежи.

Есть ли какие-то идеологические особенности у 300-летия Екатеринбурга? Например, этих артистов приглашаем, а вот этих — нет?

— Если говорить о тех, кто работает на эстрадном рынке, то мы не можем позволить себе большие гонорары платить, все-таки мы — бюджетная организация, есть сложности. Второе — график гастролей артистов: мы в силу разных обстоятельств не можем фрахтовать их за год, приходится этой работой заниматься за несколько месяцев. Третье — контекст программы: это аудитория, мы не можем приглашать сильно молодого артиста на большой гала-концерт и на молодежную сцену кого-то, кого не примут. Четвертый параметр — не хотелось бы часто повторяться. Наш город подвижен в части гастрольных графиков. Частая история — мы приглашаем кого-то выступить на Дне Победы или Дне города, а он говорит, что начались продажи его кассового концерта, который состоится через две-три недели или до этого за две-три недели, если вы меня анонсируете, я ничего не продам, давайте попозже, через полгода-год. Стараемся договариваться с нашими коллегами, продюсерами других больших городских событий — "Ночи музыки", Дня строителя, чтобы в городе побывали разные артисты. Когда ты все эти вводные складываешь в одну картинку, выбор получается не особо большой.

Какие были трудности в организации торжеств, повлияла ли как-то на празднование экономическая обстановка?

— Были технические тонкости, связанные с тем, что мы работаем с Бюджетным кодексом. Мы не можем, например, платить стопроцентную предоплату. Многие артисты принадлежат лейблам, не всегда сами могут принимать решения по технической и финансовой частям. Приходится звонить, убеждать. Им проще отработать на частном мероприятии, где деньги вперед, а у нас может что-то поменяться, где-то какие-то могут быть приняты нормативные решения, которые не позволяют того или иного артиста пригласить. С одной стороны, им нравится работать с большими площадками, это престиж, ведь одно дело частный проект, другое, когда тебя зовут в огромный мегаполис, значит, твой статус соответствует. С другой стороны, есть нюансы организационные и бюрократические, которые не всем нравятся. Лично мне неизвестно, чтобы эти препятствия стали причиной отмены концерта.

О культуре эпохи СВО и новых традициях

В конце прошлого начале этого года в центре скандала оказался новый директор МИЕ Игорь Пушкарев. Суд оштрафовал его на 30 тыс. руб. за дискредитацию армии. Назначение Пушкарева главой МИЕ критиковали, одним из критиков стал Евгений Пригожин, звучало требование его уволить. Что вы думаете об этой ситуации?

— У меня есть мнение, что профессиональные качества человека являются приоритетными, безусловно. История закончена. Санкция была отменена следующей инстанцией. То, что обсуждалось, никак не связано с деятельностью музея, никак не отражается на политике музея, его проектах. Пушкарев уже больше полутора лет работает в муниципальной системе. Он прекрасно понимает, что есть определенные правила игры, и когда он соглашался на эту работу, эти правила были обозначены.

Я лишний раз убедился, что Пушкарев — на своем месте. Он провел потрясающую экскурсию, знает про каждый дом из нашего исторического "утюга", знает все фамилии. Мы сейчас делаем очень красивый проект, связанный с историей Екатеринбурга XX века, который рассказывает про науку, промышленность, эвакуацию, чего не было давно, и Пушкарев — мотор этого проекта уже более двух лет. Для меня его профессиональные качества многократно перевешивают какие-то ошибки в высказываниях.

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала(2017)|Фото: Накануне.RU

В последнее время много дискуссий идет вокруг мнений различных деятелей культуры о специальной военной операции. Как вы считаете, стоит ли как-либо наказывать артиста за то, что он не согласен с решением президента начать СВО?

— Мой ответ про Пушкарева, кажется, исчерпывающий. Мы работаем в государственном секторе. Должна быть единая, стройная культурная политика. Для меня вопросы патриотизма и его воспитания в сфере культуры имеют огромное значение. Тема — воспитание общероссийского патриотизма через локальный, это, я убежден на 1000%, самый быстрый путь. Любовь к своей семье, подъезду, классу, музыкальной школе, учителю и педагогу, вспоминания, как ты учишь Шостаковича, как ты ходил в театр на пьесы, как видел в музее советское, российское искусство, рассказ о том, что именно наш город сохранил мировую коллекцию планетарного масштаба, гораздо больше воспитывает патриотизм, чем, может быть, другие инициативы.

Возвращаясь к изначальному вопросу, что там актер, режиссер… Чаще всего у них больше "скребет", что кто-то пытается это их мнение по-другому интерпретировать, на этом паразитировать. Это не очень хорошо. Сейчас очень много стало про того же Пушкарева: "слышу звон, но не знаю, где он". Немного пугает, что получаем обращения из других регионов. Понятно, что они не знают, что за музей истории города, чем он занимается, какие проекты. Пугает, когда пытаются, основываясь на неких публикациях, делать преждевременные выводы о человеке. То же самое — в сфере культуры, когда люди не знакомы с деятельностью, творчеством, не до конца понимают, что человек сделал, какой вклад у него есть в тот самый патриотизм, а теперь его обвиняют, что он — не патриот. Это мне кажется странным.

Система профессионального образования как-то менялась в связи с СВО?

— Никуда не исчезли из репертуара Бах, Бетховен, Шуберт, Шуман, другие композиторы. Никакая образовательная программа не изменилась после начала спецоперации. Точно так же проходим мировое искусство, говорим о великих шедеврах итальянских композиторов и живописцев. Это было, есть и, надеюсь, будет. Невозможно закрываться от мирового контекста, особенно в сфере культуры. Как только мы будем кого-то ограничивать, а себя — превозносить, мы будем похожи на тех, кто иной раз это делает, что, наверное, самое плохое, что может случиться.

В одном из интервью Накануне.RU вы сказали, что роль государства — подсказывать, что такое хорошо, а что плохо, и это касается не только культуры. Поменялось ли за прошедшее с тех пор ваше мнение об этом и усилилась ли роль государства в культуре после начала СВО?

— Больше стало споров об этом. В сфере культуры тоже. Историки, с которыми я часто общаюсь, говорят, что все это много раз было, история все расставляет на свои места. Надеюсь, эта ситуация кардинально не повлияет на позиционирование. Сложно представить переписывание истории, это самое ужасное. Самое главное, чего мы не должны допустить в нашем городе и стране, — не повторять ошибок коллег и партнеров, продолжая считать, что есть какой-то идеальный образец живописи, кто бы ни был его автором.

Несколько недель назад отмечал юбилей наш оркестр из музыкальной школы №6. Два часа концерта, десятки духовиков. Ты сидишь и понимаешь, что вот это — самое настоящее патриотическое воспитание. Они играют разный репертуар, не только "Вставай, страна огромная", все играют. Эти дети — светлые, им есть, чем гордиться, они понимают, в какой стране живут, что такое хорошо и плохо.

Салют 9 мая(2023)|Фото: Накануне.RU

О пассионарности в культуре

Несколько лет назад ректор ЕАСИ Инна Ахьямова высказала мнение, что Екатеринбургу не хватает экспертного сообщества в сфере культуры. Во-первых, согласны ли вы с ней, во-вторых, как вы считаете, есть ли такое сообщество в городе?

— Не думаю, что речь шла о нехватке больших экспертов. В составе жюри всех крупных федеральных премий, конкурсов — от "Золотой маски" до узкопрофессиональных — присутствуют деятели культуры из Екатеринбурга. У нас есть, например, Лев Закс, Никита Корытин, Алиса Прудникова, Николай Коляда.

Я сам приятно удивляюсь, когда в каких-то федеральных проектах и конкурсах вижу людей из Екатеринбурга, которых я не знал, а они — какие-то суперспециалисты в сфере, допустим, анимации. На днях общались с режиссером Алексеем Федорченко, он снимает мультфильм. Я спросил, приглашаете кого-то из других городов в анимацию? Он говорит, да зачем, у нас — лучшие аниматоры. Очень часто мы эту фразу говорим — у нас лучшие: дизайн, креатив, анимация, у Корытина в фондохранилище — реставраторы. Сейчас, очевидно, музей ИЗО станет главной реставрационной мастерской, в том числе кадровой, за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Я не говорю о том, что нам не надо больше, нет предела совершенству. Мне есть, с кем советоваться.

IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства, пресс-конференция, Алиса Прудникова(2016)|Фото: Накануне.RU

Как это сообщество формирует вкусы и помогает через тот или иной продукт объяснить, что государство говорит россиянам?

— Нормальный человек, коим я себя скромно считаю, обязан прислушиваться к мнению людей, которые признаны сообществом. В частности, одно из главных знакомств, которым я горжусь, — работа и знакомство с руководителем "Провинциальных танцев" Татьяной Багановой. Я с ней день через день встречался, когда был директором центра культуры "Урал". Когда ты смотришь, как этот человек работает, ты понимаешь, почему есть такие результаты. Потом ты понимаешь, как оттачивается вкус, как это должно происходить, почему некоторые спектакли "Провинциальных танцев" непонятны массовому зрителю. Но, зная подноготную, "кулису", ты понимаешь, насколько это шедевр и что к этому надо прийти. Есть искусство, которое далеко не всем понятно, это нормально, есть искусство, которое понятно всем, это тоже нормально. Город хорош тем, что есть и то, и то.

А что в понимании искусства играет роль? Образование человека, жизненный опыт?

— Насмотренность, общий уровень образования, эрудиции, талант, круг знакомых, работа правого и левого полушарий, все вместе. Я сам осознаю, что не театральный или музыкальный критик, у меня не абсолютный слух, я не сильно разбираюсь в живописи, но я не стесняюсь этого, задаю вопросы, это нормально, когда человек задает вопросы, а не просто говорит: "понравилось — не понравилось".

Меня радует, что команда руководителей слушает деятелей культуры. Нет такого, что власти говорят: "нам надо продвинуть какую-то идею, быстро все придумали какие-то произведения". Прелесть ситуации в том, что, чаще всего, эти движения совпадают. Когда та же Баганова или кто-нибудь еще ставит свой спектакль, который повествует в том числе об истории первого городского театра, это коррелируется с идеей того же самого локального патриотизма, почему мы — особенный город, с каким заделом мы подходим к 300-летию.

Задача мэрии — воспитание локального патриотизма. Как и у любой другой администрации, есть задача снижения иммиграционных процессов, усиления притягательности города, комфортности среды. Она решается сама собой, потому что есть эти произведения. Точно так же, как репертуарная, фестивальная, другая активность эту задачу решает. Какую еще задачу модно поставить в сфере культуры? Решить вопрос с пробками в Академическом, давайте про это сделаем спектакль? Нет, конечно. Глобальное формирование мировоззрения и так происходит.

Театр драмы, Екатеринбург, площадь перед театром(2017)|Фото: Накануне.RU

О капсуле времени

Сейчас идет сбор предложений для нового послания потомкам, которое заложат в капсулу времени в День города, в его 300-летие. Что бы вы в нём написали?

— Я еще не придумал, собираюсь с мыслями. Мой профессиональный и личный принцип — простые решения, лучше меньше, да лучше.

Как и завещал классик.

— Да.

Илья Марков(2019)|Фото: Накануне.RU



Михаил Лукашкин