Разрушение старого жилищного фонда в последние годы приобрело заметные масштабы, и ветшание вторички ведет к катастрофам в будущем, уверены одни эксперты. Другие же бьют в набат: новостройки несут куда больше угроз. И все потому, что сегодня контроль за строительством становится номинальным. Растут районы человейников, как грибы после дождя, прибыльный бизнес диктует свои условия — и вот в Госдуме в первом чтении принят законопроект, который отменяет большинство нормативных актов, регламентирующих строительство. К чему приведут неуемные аппетиты застройщиков, разбиралось Накануне.RU.
Госдума на этой неделе приняла в первом чтении законопроект, который практически отменяет большинство нормативных актов, регламентирующих строительство. Предварительная работа над этим документом велась уже несколько лет вице-премьером Маратом Хуснуллиным, который лоббирует интересы "стройки" и снижает административные барьеры с упорством, достойным лучшего применения.
Еще в марте 2022 года на совещании у президента Хуснуллин бодро отчитался, что уйти от обязательных требований в строительстве планируется в самое ближайшее время.
"Владимир Владимирович, вы как-то год назад сказали такую крылатую фразу про "СНиПы-хрипы", что уже давно пора от этого избавиться, что нам мешает в стройке. Мы полтора года избавлялись, докладываю: в течение ближайшего месяца полностью уйдем от всех обязательных требований, мы уже подготовили все решения. Без потери для качества и безопасности", — сказал тогда Хуснуллин.
И вот теперь сделан новый шаг в этом направлении. "СНиПы и хрипы" комментирует эксперт тематической площадки Народного фронта "Жилье и городская среда" Павел Склянчук — он напоминает, что это не просто какие-то требования в один-два листа, а целые тома документов, с множеством разрешений, за которыми нужно пройти по разным инстанциям, и, помимо удлинения сроков строительства, тут есть и коррупционный фактор. Сегодня у нас развивается технология BIM и ТИМ, а если по-русски, то речь идет о том, чтобы переводить различные проектные значения в электронный вид. Россия развивает такие цифровые модели для строительства, которые позволяют исключить те ошибки, которые бывают при бумажном проектировании.
"Но, с другой стороны, когда эти своды правил и требований вводились, не было еще таких строительных технологий, какие есть сейчас. Поэтому я не вижу прямой корреляции между отменой требований и повышением рисков. Надежда на добросовестность застройщиков. А если нет добросовестности, то есть суд и прокуратура", — говорит Павел Склянчук.
И все-таки не может не настораживать, что если на 1990 год в России существовало 30 тыс. нормативов для строительства домов, то сегодня их осталось 380.
Несмотря на то, что стройматериалы дорожают, ключевая ставка ЦБ держится запредельной высокой, строительная отрасль остается одним из "локомотивов" экономики. Важную роль тут играют накопленные средства на эскроу-счетах, льготные программы ипотеки и, наконец, методы удешевления производства. Строители постоянно отчитываются о рекордных темпах ввода жилья, но какими средствами достигаются эти капиталистические рекорды? Экономить приходится на людях — как раз таки за счет снижения качества домов, отмены СНиПов, снижения стоимости экспертиз.
Депутат Государственной думы Алексей Куринный, выступая в нижней палате парламента по поводу нового законопроекта об отмене нормативных актов по строительству, заявил, что прогрессирующий уход государства из отрасли может быть весьма опасен.
"Сегодня, чтобы спроектировать жилой дом, даже государственная экспертиза не нужна. Еще на атомных объектах, сложных технических объектах осталась такая норма, а на остальных частник делает эту экспертизу "на коленке". Я знаю, о чем говорю, у меня есть знакомые, которые работают в экспертизных конторах и могут выдать заключение на любой объект", — рассказал Алексей Куринный.
Раньше граждане, оставшиеся неудовлетворенными от качества сдаваемых домов, могли обращаться в суд, ссылаясь на нормативные документы, но если такие документы стали "добровольными", то и защищать права граждан будет не просто сложно, а невозможно. И это полбеды.
"Не хотелось бы, чтобы эти "шаги навстречу бизнесу" привели к трагедии с упавшим домом, разрушенным объектом, с человеческими жертвами, — говорит Алексей Куринный. — Тогда мы все вместе посмотрим назад, как это было неоднократно, и спросим — а как же так?"
Успокаивает только одно — может быть, никто и не будет жить в таких новостройках? По крайней мере, пока одни отчитываются о рекордах в сфере строительства — а что им стоит дом построить? — эксперты рынка недвижимости несколько озадачены самым высоким в истории современной России показателем нераспроданных квартир.
Данные приводит аналитический центр "Дом.РФ": общая площадь непроданных квартир в новостройках на конец 2022 года превышает 41 млн кв. м. Это на 44% больше, чем в начале 2021 года. А, по данным компании "INFOLine-Аналитика", общая площадь нераспроданных квартир и вовсе достигла 66 млн кв. м, или 66% общего объема жилья в стадии строительства. И когда программа льготной ипотеки действовать перестанет, есть серьезные основания для опасений — продажи жилья просядут еще. Плюс к этому, некоторые эксперты фиксируют снижение спроса на жилье в крупных городах. А ведь именно там и растут человейники, как на дрожжах. Окраины городов-миллионников разрастаются ульями новых районов, по программе реновации исчезают старые "спальники" и на их месте возводят дома эконом-класса.
"Наши покупатели — бедные, поэтому приходится квартиры возгонять на 30-ый и более этаж, приходится строить все эти студии, малометражные квартиры, мол, так покупатель хочет, — говорит председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — Такая застройка характерна для стран периферии, речь идет об особом типе мегаполисной высотной урбанизации, которая свойственна для стран третьего мира. Потому что нужно в бетон запаковать человеческую массу побыстрее, чтобы все были довольны. В этом плане здесь играет роль даже не мода, а стихия этого самого глупого рынка, потому что нет участия государства".
Государство, по мнению эксперта, должно заявить об ограничении этой мегаполисной высотной урбанизации хотя бы из самоуважения, все же мы — страна не третьего мира, а хотя бы второго, а лучше — если первого. В вопросе жилстроительства государство должно задавать жесткие нормы, а не отказываться от них. Попробуйте в каком-нибудь итальянском городке построить эти наши красивые человейники, их не то, что снесут — их просто никто не утвердит на уровне первого проекта. У нас же даже общественных слушаний теперь проводить нельзя.
Но в России есть и города, которых давно не касалась рука застройщика. Как мы писали ранее, в 700 городах РФ за последние 10 лет не построено ни одного нового многоквартирного дома. Так закрепляется поляризация в пространственном развитии России, хотя правильнее было бы осуществлять такое развитие равномерно, не превращая крупные мегаполисы в очаги строительного бума.
Вот и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала "посылать" молодежь в деревню. Для популяризации массовой диггер-миграции, по ее мнению, нужно использовать "сельских блогеров", которые будут рассказывать о прелестях жизни на свежем воздухе. Опустим тему со свежим воздухом в контексте нескончаемых лесных пожаров, но идея-то весьма жизнеспособна. Новое поколение готово к экологичной жизни — только вот жить где? Отказываться от чудес жизни в городе никто не готов, а от высокотехнологичности в деревнях есть только "лампочки Ильича" и линии электропередач, оставшиеся от "проклятого совка", где "делали только лапти". По каким дорогам будут рассекать на самокатах зуммеры? Судя по всему, все эти вопросы не волнуют Матвиенко, когда она вместе с остальным Советом Федерации "подмахивает" законы, выгодные акулам строительного бизнеса.
Так что, вопреки призывам сверху, молодежь продолжает стекаться в города, привлеченная дешевыми человейниками, качество которых вызывает вопросы сегодня, а через 20 лет будет вызывать сострадание. Тупик в развитии недвижимости может обернуться цивилизационным тупиком.