Очередная история о маленьких людях маленького поселка, которых власти оставили один на один со своей проблемой, всколыхнула пригород Екатеринбурга. Застройщики сбежали, так и не закончив строительство транспортной инфраструктуры, однако администрация и госучреждения разводят руками: "Сами виноваты, мы не уполномочены". Уже шесть лет дети ежедневно преодолевают по 3 км неосвещенной трассы до ближайшей остановки, чтобы добраться до школы. Больницы и магазинов рядом тоже нет. Подробнее — в репортаже Накануне.RU.
Жители коттеджного поселка "Черника-парк" с 2017 года добиваются строительства остановки вблизи домов для своих детей и родителей. До ближайшего остановочного пункта 3 км по неосвещенной трассе — иначе до школы, больницы или обычного магазина можно добраться только на личном транспорте. Администрация Березовского разводит руками. То же делают и уполномоченные по правам человека Татьяна Мерзлякова и ребенка — Игорь Мороков. Каждый утверждает, что это не их компетенция, но к кому можно обратиться, тоже не знают и год за годом перекладывают обязательства друг на друга.
Местные жители начали приобретать участки еще на этапе строительства поселка. Проект был многообещающим: помимо коттеджей, застройщик обещал развитую транспортную инфраструктуру с двумя остановками. Примыкание от областной дороги к частным домам уже было построено — оставалось только благоустройство.
Однако, когда большая часть участков была продана, оба владельца просто исчезли с полученными от местных жителей деньгами. Свой бизнес они также прикрыли, продав оставшуюся землю третьим лицам. Как итог, полноценный поселок превратился в обычный частный сектор, где каждый сам по себе. Ни остановок, ни тротуара до Березовского, ни дорожного освещения: отрезанный от цивилизации кусок жилплощади с так и неузаконенным съездом.
Местные жители обратились в администрацию Березовского городского округа, в мае 2017 года на место выезжала комиссия в составе представителей администрации, "Управления автодорог Свердловской области" и ЖКХ. Было решено установить остановочные пункты на километре 6 + 280 справа и километре 6 + 245 слева. Документ утвердил лично глава Березовского Евгений Писцов, однако на этом процесс застопорился.
Жители стали обращаться во все структуры, но единственное, что последовало за этим — игра в бюрократический пинг-понг. Детский омбудсмен Игорь Мороков заявил, что обратился в администрацию городского округа с требованием благоустроить примыкание и установить остановки. Администрация заявила, что участок относится к автомобильной дороге общего пользования регионального назначения. Это значит, что этим участком заведует ГКУ СО "Управление автодорог" и только оно может проводить там какие-либо работы. В свою очередь "Управление автодорог" сообщает, что по госконтракту ООО "БерезовскДорСтрой" уже провело капитальный ремонт на участке "г. Березовский — п. Сарапулка — Белоярское водохранилище". Но, согласно закону, строительство примыкания, после которого можно установить остановки, должны финансировать те, в чьих интересах это самое строительство ведется, а именно — местные жители.
"Инициатору (владельцу) "Черника-парка" нужно было это примыкание. Он получил техусловия, предоставил проект, мы одобрили строительство примыкания. Он делает какую-то "абру-кадабру", условно говоря: он потом то, что построил, должен прийти и нам сдать. Приносит проект на бумаге, мы выезжаем и сверяем, то ли он построил. Он должен был достроить, написать нам письмо, что закончил. Но он не закончил работы, а примыкание узаконено не было", — пояснил представитель ГКУ СО "Управления автодорог" Глеб Полещук.
Виноватыми остались бывшие владельцы земли, которых теперь никак не найти. После осознания этого факта, местным жителям пришлось углубиться в документы. Оказалось, что примыкающая к трассе дорога с 2017 года также является чьей-то собственностью, а именно — некой жительницы Челябинска. Из-за этого ни администрация округа, ни "Управление автодорог" не могут проводить на нем какие-либо работы. Построить примыкание чуть дальше существующего тоже не представляется возможным из-за непонимания, кому принадлежат заросшие травой участки вдоль трассы. А без примыкания и этого самого понимания, нельзя построить остановки.
Так и вышло, что из-за недобросовестных бизнесменов обычные люди остались без возможности обеспечить своим детям комфортную и безопасную жизнь, а у администрации Березовского и свердловских омбудсменов недостаточно полномочий, чтобы как-то помочь. Пустить школьный автобус или любой общественный транспорт в поселок нельзя, так как выезд по неузаконенному примыканию опасен. Пустить тротуар вдоль трассы тоже не представляется возможным. По словам Полещук, промежуток "г. Березовский — п. Сарапулка — Белоярское водохранилище", несмотря на наличие вдоль него поселка, не значится жилищным пространством, а потому и тротуара тут быть не может.
Накануне местные жители вновь встретились с администрацией, "Управлением автодорог" и представителями ЖКХ. Итогом стало два варианта развития событий:
Несмотря на то, что дальнейшие шаги для жителей прояснились, в истории остается достаточно поводов для сомнений и переживаний. Например, кто должен был контролировать исполнение работ по проекту строительства поселка и почему этого не было сделано? В "Управлении автодорог" отметили, что согласовали проект, дали добро, однако следить за результатом уполномочены не были. Кто бы отвечал, если бы вместо примыкания и коттеджей застройщик построил американские горки, Накануне.RU ответить в управлении не смогли.
Местные жители также опасаются организовывать ТСЖ, поскольку уверены, что в таком случае все финансы по содержанию поселка наверняка лягут на их плечи. Более того, березовчане опасаются, что даже договорившись с владелицей неузаконенного въезда, администрация городского округа не захочет приобретать участок в собственность или как-либо заниматься им, чтобы не расходовать средства городского бюджета на ремонт и содержание. Сейчас поселок насчитывает 89 участков, на которых проживает 29 детей.
Как именно могла произойти такая ситуация, на ком ответственность и кто должен взять поселок под крыло — неясно. Единственное, что дали понять жителям "Черника-парка", так это то, что людей спокойно могут обмануть те, чьи проекты были согласованны на уровне госучреждений, а разгребать последствия придется самим пострадавшим.