Аналитика


Андрей Коряковцев: Предлагающий запретить юмор Дугин тотально невежественен
Экспертное мнение | В России

Александр Дугин предложил запретить юмор. Звучит абсурдно, но в своем телеграм-канале философ именно так и высказался:

"Юмор — от дьявола. Он разлагает, опошляет и унижает человека. Ему надо отвести крохотную территорию — раз в год. А в остальное время наложить строгий запрет".

И связывает он это, во-первых, с римским праздником Сатурналии, когда "все начинали шутить, бредить, паясничать и воспевать хаос", по его словам, это праздник "подземных богов". Во-вторых, он считает, что большинство стэндапов совершенно не смешные, потому что "это наглая зловещая тупость". А в-третьих, юмор Дугин связывает с Максимом Галкиным (внесен в реестр иноагентов Минюста РФ), а также с Владимиром Зеленским, которых считают юмористами.

"Неслучайны зеленские и галкины — это, напротив, вытекает из самой природы юмора и сатиры. Дай им волю, юмористы начнут всех убивать и уничтожат культуру", — пишет Дугин.

В общем-то последний аргумент можно подвязать к чему и кому угодно, но в действительности часть русской литературы, истории России и даже православия связаны как раз с юмором и сатирой, напоминает философ и социолог Андрей Коряковцев. Своим мнением он поделился с Накануне.RU:

— Ну что тут сказать? Это позиция недалекого человека, который незнаком с именами Чехова, Рабле, Шекспира… То есть, чтобы сказать такую глупость, нужно быть просто недалеким человеком. Когда говорят о Галкине и других персонах — это не юмор, на самом деле, это пошлость, это попса. А Фонвизина мы куда денем, а Крылова, Козьму Пруткова, русскую классику? Дугин вообще понимает, о чем говорит? Это эпохальная глупость.

Плюс, Дугин незнаком еще и с общенаучным понятием историзма — то, что были в Риме сатурналии, в Греции вакханалии — это все имеет историческое значение. Это были сельскохозяйственные праздники, когда человек труда просто отдыхал.

От физического труда люди иногда вообще-то и устают. Физического труда, конечно, Дугин не знает, но если считает себя образованным человеком, то это подразумевает какое-то понятие об историзме.

Александр Дугин(2022)|Фото: AP Photo / Francesca Ebel

Какое отношение эти сатурналии имеют к сегодняшнему дню? Никакого, это осталось в прошлом. А если бы Дугин был пограмотнее, он мог бы вспомнить про карнавальную культуру и исследования этой темы Михаила Бахтина, но это не имеет никакого отношения ни к Галкину, ни к другим персонажам. То, что имеет в виду Дугин по поводу этих персон, относится не к юмору, а к идеологии, и претензии к ним можно и нужно предъявлять с точки зрения идеологической. Но не к тому, что они какое-то отношение имеют к юмору.

Если говорить о жанре юмора и сатиры — есть Аркадий Райкин, король жанра, и это смешно. А еще мы можем вспомним журнал "Фитиль" — юмористический, сатирический журнал, тот же Райкин — это же блестящая, глубокая сатира. Это то, чего "галкины" не смогли достичь. Все-таки советская сатира была глубоко гуманистическая и просветительская, это же совершенно другая парадигма морально-мировоззренческая, нежели у Галкина, у которого просто каша.

Дугин, по всей видимости, имеет свое специфическое представление о христианстве, потому что можно найти примеры и в христианской традиции, связанные с юмором, смехом. Я бы даже не проводил такую грань, которая отделяет христианскую религию от юмора. Если брать нашу православную традицию, то есть такая замечательная книга — "Блаженные похабы. Культурная история юродства" — она исследует традицию скоморошества. Скоморохи, конечно, были гонимы, но были ведь и юродивые, которые чем-то напоминали шекспировских шутов — им же многое позволялось. Если взять феодальные времена, Киевскую Русь, более позднее время, то скоморохам многое позволялось, они говорили нелицеприятные вещи в юмористической форме. И правители к этому прислушивались. Мудрость часто являлась в юмористической форме. Такова мировая традиция.

Господин Дугин еще раз подтвердил, что он тотально невежественен. В его сознании он, конечно, человек православный, который противопоставляет православную традицию той традиции, которую критикует, но если бы он обладал элементарнейшими культурологическими знаниями, то никогда бы такое не сказал. То есть запретить юмор — это запретить часть религии, часть литературы, часть нашей истории. Это тотальная глупость.