Аналитика


Детский труд без спроса взрослых
Общество | В России

Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий школьникам участвовать в общественно полезном труде. Если речь идет о труде в школе, то, естественно, никто и никогда ранее не спрашивал у мальчиков, хотят ли они сколотить табуретку, а девочек — нужен ли им передник для кухни. Автор законопроекта, председатель комитета по просвещению Ольга Казакова считает, что под общественно полезным трудом может подразумеваться высадка деревьев или цветов на пришкольной территории, участие в оформлении класса или школьной площадки к мероприятию, помощь в библиотеке, в музее. И все бы ничего, ведь труд на общее дело облагораживает, если бы законодатели не предложили отменить норму о запрете привлечения к труду обучающихся без их согласия или согласия их родителей. Подробнее — в материале Накануне.RU.

В России возродили звание "Героя труда России" и решили привлечь к трудовым рекордам и детей. Не начнут ли эксплуатировать детей для работы без этого закона — ведь можно не спрашивать родителей и отправить ребенка трудиться над чем угодно? Юрий Оболонский, исполнительный директор Национального родительского комитета, советник президента Ассоциации заслуженных врачей России, считает, что в таком случае всегда рядом должен быть взрослый, который будет следить за соблюдением прав ребенка. А без закона — у ребенка нет права отказаться от труда. Вот и соблюдай.

Евгений Федоров, депутат Госдумы, заявляет: "Это не эксплуатация детского труда. Это не труд, это учеба. Это учеба на человека. Труд сделал из обезьяны человека. Это нормальная часть учебного процесса".

Логотип "Лето на работе"(2023)|Фото: Накануне.RU

Он уверен, что это один из гвоздей в крышку гроба Болонской системы, которая воспитывала потребителя или раба, труд же будет способствовать национальному суверенитету. Что ж, трудно не согласиться даже с такой странной постановкой вопроса. Школы хозяйства были и в знаменитой парадигме образования великого учителя Макаренко, у Калабалина. И в СССР, где труд был возведен в культ, естественно, практиковались подобные методы воспитания, через созидание, на государственной обеспеченной от и до базе. Вот и заслуженный учитель РФ, историк, кандидат психологических наук, профессор МГПУ Александр Снегуров удивляется: зачем издавать закон, когда можно просто помогать школам хозяйством.

"Таких хозяйств сейчас нет, либо их теснят, выносят на периферию. Школы хозяйства в знаменитой парадигме Макаренко, Калабалина. В Якутии такие есть, но там есть и целые хозяйства. И фермы, и мастерские — так, может быть, как-то поддержать их, тогда и развитие детей пойдет по этому пути. Но эти фермы и мастерские прессуют, подвергают проверкам, — говорит заслуженный учитель РФ. — Все это просто лихорадка законотворчества. Все, что сейчас принимают за новый закон, легко можно разложить по существующим кейсам, другой вопрос — почему существующие программы не исполняются? Да и как воспитывать человека труда, если он не в приоритете у самого государства, нет телерепортажей или статей о людях труда. Я что-то не видел о теплотехниках какого-то сюжета. Об инженере, о металлурге, о механике".

Эксперт приходит к выводу, что пока законопроект толком не обдуман, не проработан, не обоснован, поэтому принимается в ключе конвейера разных инициатив, которые просто не успевают перевариваться, осознаваться и ложатся директивным грузом на плечи педагогов.

А вот уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец полна радужных надежд, она с благодарностью вспоминает уроки УПК, где научилась оказывать первую помощь и была бы не против, чтобы ее четверых детей тоже научили каким-то полезным вещам.

"Если детей будут заставлять убираться вместо технического персонала или красить, штукатурить вместо маляров, делать ремонт — это недопустимо. И очень важно, чтобы данная программа, именно смогла привить тягу и любовь ребенка к труду. Научить и что-то по дому сделать. Кстати, девочки будут проходить курс начальной медицинской подготовки, это на самом деле круто", — говорит Волынец.

При этом о летней трудовой практике она вспоминает с содроганием — красили, убирали, заменяли собой младший технический персонал. "Это вообще был кромешный ад, потому что мы голодные, уставшие, в этой же школьной форме, абсолютно без каких-то приспособлений специальных, с белыми рукавчиками лазали в ведро, доставали вонючую тряпку. И я не думаю, что мы очень хорошо могли справиться с задачей, но и желание делать такую работу тоже отбили на всю жизнь", — говорит Волынец.

Труд и Знание, Звериноголовский район(2018)|Фото:Накануне.RU

Но это и вызывает сомнения, так как из закона непонятно, что здесь речь про УПК или про летнюю практику? Если дело в профподготовке, то Минобр давно занят созданием профильных классов и возрождения УПК, зачем закон, отменяющий согласие ребенка и родителя на труд? Не надо объяснять это тем, что математике в школе тоже учат без спроса, хотя такая недостойная демагогия тоже идет вокруг законопроекта. Сегодня у ребенка портфель и он идет в школу, а завтра — квадратная сумка и он идет с заказом. Окно Овертона — разрешить детский труд под предлогом школьных уроков сейчас, чтобы кому-то было легче использовать детский труд?



Александр Назаров