Многодетных семей в России всего около 12%, и это одна из самых больших групп населения, живущих за чертой бедности, несмотря на то, что власти постоянно бравируют различными льготами и выплатами на детей. В одних регионах многодетным даются участки, в других — машины, в третьих — дома. Но в разных частях страны многодетность считается по-разному: где от трех детей, а где от пяти, и помощь тоже неравномерная. Как нет и единого статуса многодетных — сейчас над этим пробелом работают в Госдуме, все же как-никак демографический кризис уже дает о себе знать, выбраться из ямы высокой смертности и низкой рождаемости можно, только встав на плечи многодетным матерям. Но какие нужны меры поддержки, что можно считать достаточным и почему до сих пор любая семья с появлением нового ребенка рискует перейти черту бедности еще дальше — разбиралось Накануне.RU.
Пока Госдума ведет работу по установлению единого статуса многодетной семьи, маткапитал предложили использовать в качестве банковского вклада, с которого можно будет получать дивиденды. С такой инициативой обратилась к вице-премьеру Татьяне Голиковой депутат Госдумы Яна Лантратова. Это не новая идея, о эфемерности маткапитала говорят уже который год. Да, ситуацию выплата несколько улучшила, но только в отношении первых детей, на которых и приходится основной "кэш". А вот со вторыми детьми в России возникла проблема. А на третьего ребенка выплата самая маленькая и использовать ее можно для погашения ипотеки, здесь возникают вопросы — а почему нельзя для покупки авто или других нужд? Банковский счет с дивидендами — инициатива интересная, все же какой-никакой пассивный доход, но в России есть масса вполне обоснованных опасений, что деньги в банке пропадут, упадут в стоимости или вообще исчезнут.
Маткапитал в банк на дивиденды — это небольшой довесочек в список "подарков", бонусов, привилегий, оценивает идею независимый демограф Алексей Ракша, но в целом концепция маткапитала, поскольку он выплачивается теперь и на первого ребенка, в большей степени превратилась из демографической в социальную. Что же было бы явно демографическим механизмом?
"Я всегда выступаю за безусловный базовый доход на каждого ребенка. Чтобы дети по факту рождения имели право на получение денег в размере одного прожиточного минимума. Без критериев нуждаемости, адресности, независимо от того, какой доход, какое имущество у родителей. На это нужно 4 с лишним триллиона рублей каждый год, 2,5-3% ВВП. А весь маткапитал — это меньше половины процента ВВП в год. Сейчас тратится 1,5% ВВП, то есть даже если мы введем безусловный базовый доход на всех вообще детей, то у нас со всеми существующими мерами, будет в год выходить и на семейную и на демографическую политику, примерно 4% ВВП. А это, между прочим, уровень Франции, Дании — где рождаемость выше, чем у нас. Но государство говорит "нет", особенно в этом году", — рассказал Алексей Ракша.
На многодетность должна появиться мода, это так называемый феномен социального заражения. Только так и никак иначе можно поднять демографию, надо, чтобы люди видели вокруг не бедных, не маргинальных мужа и жену с кучей детей, и понимали, раз они смогли — сможем и мы.
"Это один из способов производства многодетных семей, феномен социального заражения. В России уровень многодетности за последние 10-15 лет превысил среднее количество по развитым, европейским, постхристианским странам, и это хорошо. Но у нас сейчас начинается новая проблема — у нас падает рождаемость вторых детей. Потому что маткапитал перенесли на первого ребенка, и это будет очень сильно подрывать, спустя какое-то время, многодетность. Потому что без второго ребенка уже не будет третьего", — говорит Ракша.
По словам эксперта, во всем мире согласны, как сложно мотивировать рожать первого ребенка — это мало удается в любой стране. А вот мы начали отставать по вторым — здесь мы отстаем от таких более благополучных стран, как Дания, Франция, Швеция, Ирландия. "А по третьим мы не то, чтобы догнали лидеров, но мы на границе первой десятки из пятидесяти стран развитых. Благодаря массированной пропаганде, мы тоже тут сидим, все время об этом говорим — как это хорошо, у нас продолжает расти количество четвертых детей, единственный показатель, который показывает рост, в том числе в этом году", — говорит Ракша.
Рожают, конечно, по зову сердца и по желанию, а не для льгот, говорит президент центра помощи "Многомама" Алина Контарева, но если государство бы хотело стимулировать многодетность, здесь, по опыту всех подопечных организаций, есть только одно действенное средство — давать многодетным большую квартиру или дома. Рожать бы рады, да некуда.
"Стимулировать рождаемость легко — дайте жилье, у нас жилье не приспособлено на большие семьи. Посмотрите на кухоньки, которые есть у нас. Дом или большая квартира — это лучшая стимуляция рождаемости в России. Если выдают жилье, в котором по всем нормам предусмотрено место для троих детей, то тогда семья спокойна, она уже сможет заработать и у них четвертый может получиться", — говорит Алина Контарева.
И, действительно, согласно прогнозам, сегодня даже с помощью кредита, только 10% россиян когда-либо будут способны купить себе жилье. Что и говорить про многодетных, где чаще всего работает только папа, а с каждым ребенком — траты растут. Не поможет никакой кредит. И даже 450 тыс. руб. маткапитала на третьего ребенка — мера под большим вопросом полезности.
Есть ли у сообщества многомам какие-то ожидания от грядущих изменений в статусе многодетных? Да, конечно, от банального — зафиксировать статус в электронном формате, чтобы многодетным не ходить со справкой по инстанциям, до более однородного по России понимания, что есть многодетная семья и что ей положено. А также, что важно, — многодетность должна считаться не по старшему ребенку, а по младшему, то есть до достижения 18 лет последнего ребенка в семье.
"Чтобы семья, вне зависимости от того, где находится — в Москве или на Камчатке, — была многодетной, потому что есть общий статус, не привязанный к прописке. Но как это сделать технически, потому что регионально идут выплаты — пока непонятно. Это и решают в Госдуме. В Москве многодетные семьи не имеют право на землю, потому что это город федерального значения. А в Санкт-Петербурге есть субсидии, семья может выехать в Подмосковье и построить на эти субсидии дом. В Москве приемные семьи не являются многодетными, а в Санкт-Петербурге являются. И, конечно, с документами это какой-то фарс, где-то это красивая зеленая или красная книжка, а где-то просто справка на каком-то старого формата бланке и выдается она по требованию", — рассказывает представитель организации многодетных семьей Алина Контарева.
Сегодня многодетным во многих регионах выдают участки под строительство дома: дом построить самим выходит дешевле, чем покупать квартиру на всех детей. Но жалобы идут из всех регионов, выдают землю без инфраструктуры и подъездных путей. Не очень помогают такие меры. Хотя есть и исключения, рассказывает председатель Региональной общественной организации "Ассоциация замещающих семей Московской области" Ирина Рудницкая:
"Да, нам выдают участки семейные, но выдают в таких местах, что ни подъездных дорог, ничего нет. Некоторые муниципалитеты выдают хорошие участки, но у нас тоже есть проблемы. Но у нас есть семья подопечная, мама родила восьмого ребенка и регион выделил семье жилье, большой дом. То есть у нас это работает, но не работает то, что должны автомобили предоставлять семьям, где более семи детей".
На данный момент в многодетных семьях воспитываются 7,5 млн человек, всего в России 2,5 млн многодетных семей на 2023 год. Многих мотивировала льготная ипотека и надежды на то, что с возвращением статуса многодетной матери жизнь станет лучше, станет веселее. Пока у многодетных одни ожидания: выравнивание выплат по Москве, хотя, конечно, это нереально. Просят сделать детские сады для многодетных бесплатными, компенсировать покупку школьной формы — полностью, а не все частично, как сейчас, по половине стоимости, но платить надо за все. И так многодетность продолжает плодить многобедность, хотя тренд на обеспеченную семью с тремя детьми, конечно, есть.