Аналитика


Никита Кричевский: Смещение Юдаевой — отнюдь не ослабление позиций Набиуллинной
Экспертное мнение | В России

Накануне стало известно, что с должности первого заместителя председателя Центробанка уйдет Ксения Юдаева и станет лишь советником Эльвиры Набиуллиной. Есть мнения, что Ксения Юдаева, этакий "Чубайс в юбке", теперь не сможет как-либо влиять на политику ЦБ, Набиуллина таким образом потерпела аппаратное поражение в противостоянии с Правительством, а сама политика Банка России будет меняться в сторону большей поддержки реального сектора экономики. Однако с такой формулировкой в корне не согласен экономист Никита Кричевский, своим экспертным мнением он поделился с Накануне.RU:

— Центробанк — это закрытая каста, которая за 10 лет пребывания Набиуллиной на этом посту смогла не только сохранить свою закрытость, но и укрепить ее. При этом за 10 лет Набиуллина взяла под контроль практически все сферы, которые имеют отношение к финансам: это и страхование, и ценные бумаги, и даже аналитические рейтинговые агентства. Поэтому говорить о том, что Юдаева стала какой-то жертвой, а Набиуллина потерпела поражение, безусловно, нельзя.

В то же время в действиях Юдаевой и вообще в ее пребывании на посту первого зампреда чувствуется определенное выгорание, усталость — человек просто задержался. Поэтому ее уход — это логично, это обоснованно. Не зря же еще в середине 2010-х поставили еще одного человека в должности первого зампреда — Дмитрия Тулина, который непосредственно отвечал за денежно-кредитную политику. То есть акцент был смещен, поэтому говорить, что это из-за Юдаевой происходят все передряги, нельзя.

Юдаеву освободили от рутинных обязанностей и поручили важнейшее направление — взаимодействие с научными институтами и университетами. Это ключевое направление, потому что в последнее время чувствуется некий перекос в сторону понимания реального состояния дел в российском социуме, который в корне отличен от того, что проповедуют так называемые либералы, в первую очередь из ЦБ. Это борьба за умы.

Что касается непосредственно Центробанка — он как был закрытым институтом, так им и останется, никаких изменений под воздействием внешних факторов, будь то Правительство или какие-то другие организации, там пока не произойдет. У Юдаевой задачи существенно усложняются по сравнению с тем, что она делала раньше. Этим и объясняется то, что она остается на должности советника с сохранением зарплаты, прочими привилегиями, которые распространяются на руководство ЦБ, и она остается членом совета директоров. То есть в плане сохранения своего статуса она не потеряла вообще ничего.

Произошло не ослабление, а усиление Центробанка, причем не сиюминутно, но в долгосрочной перспективе. И это удар, который пока власть пропустила.