Аналитика


Павел Салин: Кремль пытается убедить элиты в своей монолитности. Но это не совсем так
Экспертное мнение | В России

Кажется, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков проговорился в комментарии для New York Times. Он сказал, что президентские выборы — это "не совсем демократия, это дорогостоящая бюрократия", а Владимир Путин будет переизбран с "более чем 90% голосов". Потом в комментарии для РБК он пояснил, что просто все переврали коварные американцы, на самом же деле он высказывал свое личное мнение, но сами выборы действительно можно не проводить, потому что очевидна победа президента. Политолог Павел Салин считает, что месседжы были адресованы не столько Западу или собственному электорату, сколько в Кремле пытаются убедить российские же элиты в том, что власть монолитна и элитам надо как-то подстраиваться. Своим экспертным мнением он поделился с Накануне.RU:

— Эти заявления значат, что Кремль пытается перебить невыгодную для себя повестку, потому что во внутриэлитной среде набирают силу слухи, что если в следующем году и будут выборы, то Владимир Путин, возможно, не будет в них участвовать по состоянию здоровья. Поэтому Кремль сейчас всячески пытается вбросить через различные СМИ, в том числе и через оппозиционные, на которых висят различного рода отягчающие статусы, идею о том, что у Кремля все идет по плану и пролонгация полномочий Владимира Путина — это решенный вопрос.

Кремлю важно даже не то, чтобы об этом говорили в позитивном ключе — пусть критикуют и ругают, что будут применять административный ресурс и прочее, но, по замыслам Кремля, это должно идти в стиле, что все предрешено, и Владимир Путин остается на своем посту. Кремлю важно это утвердить, то есть вытеснить из той повестки, которая не среди широких слоев населения, а среди средних и нижних слоев элит, ориентирующихся на деловые издания по старой памяти, идею якобы угасания потенциала Владимира Путина.

Ведь когда начнутся определенные политические события, многое будет зависеть в первую очередь от элит. Как во время "пригожинского марша" — выяснилось, что поддержка режима не такая огромная, как принято считать на различных флангах общественного мнения. Кто-то власть поддерживал, кто-то ее критиковал, но все сходились во мнении, что это такой монстр, который всех задавит. А как пошло событие — поддержка вся рассосалась, колонны спокойно прошли почти до Москвы. Что было бы в Москве — неизвестно, это уже потом силовики начали давать интервью, что вот мы все собрали, были готовы, но это неизвестно. А вот что известно — что они прошли, как нож сквозь масло, через несколько регионов.

И это показало позицию элит не высшего уровня, условно говоря, министров и силовиков, которые тоже неясно себя вели, а местных силовиков — элит среднего уровня.

И Кремль пытается сейчас создать у элит впечатление, что власть на вершине монолитна, все предопределено, нравится вам это или нет. Но это именно информационная задача. Судя по тому, что слухов про выборы становится все больше, то власть-то как раз понимает, что не все предопределено, поэтому и пытается создать такую иллюзию.

Я думаю, что ответ на вопрос о будущей власти, если не весь ответ, то значительную его часть, мы получим до конца текущего года, до выборов [президента]. А если будут выборы, то там будет совсем другая конфигурация по сравнению с описываемой.