Аналитика


"Остров теней" — фильм, где Швеция не вступает в НАТО
ВКино | В России

Недавно вышел шведский фильм "Остров теней", на вид — обычный триллер, но что особо поражает в этой истории, так это то, что впервые русские шпионы, а точнее, советские разведчики представлены вовсе не как звери, а американцы там — совсем не спасители. Интересным это кажется после того, как в мае 2022 года Финляндия и Швеция попросились в НАТО, для обеих стран решение означает отказ от военного нейтралитета и возможность столкновения с Россией. Не все спокойно в "датском королевстве", раз снимают такие фильмы? И если о чем-то нельзя сказать прямо, прибегают к языку скандинавского нуара, подробнее — в рецензии Накануне.RU.

Феномен скандинавского нуара заключается в том, что это не просто фьорды, маньяки и маяки, тревожные леса и мрачные события. Создателями этого вида криминального романа были журналисты-социалисты Май Шеваль и Пер Вале. Они придумали жанр, главной целью которого была критика "государства всеобщего благосостояния" — то есть того самого шведского недосоциализма. Своими работами авторы хотели показать реальные проблемы общества, социальные противоречия и жестокость капитализма — особенно явно в первых романах. Критиковались злоупотребления властью и темные стороны буржуазного общества: коррупция, миграция, преступность. Другие представители золотой плеяды авторов скандинавского нуара также часто занимались леворадикальной деятельностью или писали остросоциальные статьи до того, как стали писателями.

Это потом появился Стиг Ларссон, прославивший скандинавский нуар на весь мир, но даже в саге "Миллениум" социальный подтекст — традиционный и необходимый жанровый элемент. Если в дореволюционной России носителями идеи социальных преобразований были будущие классики, писавшие огромные романы-поколений, романы-воспитания, то в капиталистической Северной Европе воспользовались своей лазейкой — с виду вполне буржуазным жанром детектива. Так что, с одной стороны, удивляться тому, что в триллере затронуты серьезные и актуальные темы мировой политики, если это триллер из Швеции, не стоит. С другой стороны…

А с другой стороны, создав после распада СССР идеальную для себя историю, шведы (как и все скандинавы) ходили по кругу, не позволяя даже жанровым романам и фильмам отступать от выбранного курса, отступать от идеологии, в которой забыта их собственная помощь фашистам и роль Советского Союза во Второй мировой войне. Потому такие фильмы, словно росток в асфальте — вызывают изумление, сродни чуду.

По сюжету, советские шпионы под видом смотрителей маяка долгое время жили на отдаленном острове и погибли в море, на самом деле, их зачистили шведские военные в тот самый 1991 год, когда не стало Союза, и уже никто не мог им помочь. Однако дети спаслись из бушующих волн, о чем никто не знал. Мальчик по имени Толик отдал младшую девочку Лару, еще младенца, на воспитание пожилой женщине, а сам тайно остался на острове, где его мама и папа некогда вели разведывательную деятельность в пользу родной страны. Семья смотрителя маяка Волкова считалась погибшей, пока выросшая девочка не вернулась на остров — узнать тайну своего рождения.

Кадр из фильма "Остров теней"(2023)|Фото: Кинопоиск

Сын офицера, зачистившего ячейку общества на острове, Дэвид также мучился незнанием по поводу своего отца. Почему он покончил с собой, что скрывало его последнее дело? На первый взгляд — любовная линия тревожного триллера про маяк и одиночество современных жителей мегаполиса, под поверхностью же скрывается история куда глубже. Дочь убитых советских разведчиков находится с одной стороны бухты, на своем маяке, а сын шведского военного — на другой стороне. Они ничего не знают друг о друге, но оба пытаются раскопать правду, разговаривают по рации и неизбежно сходятся во время шторма.

Шторм здесь — метафора — Швеция накануне рокового решения, страны НАТО проводят встречу в Брюсселе, очередные учения войск Альянса проходят в Норвежском море. Начиная свой путь на остров, Дэвид слушает, как по радио обсуждают грядущие события, бойкий голос, радиоведущий острит:

"Швеция в НАТО — это как брак на одну ночь, получаешь то, что хочешь, а после — приходится платить".

В одной из сцен швед обвиняет русских, что они шпионят за НАТО на их же территории, а сын разведчиков давно исчезнувшей страны объясняет: "Это самооборона!"

"Страна по ту сторону лужи разместила войска вокруг России во всех странах без исключения, мы окружены. А вы, слепцы, не видите этого, у вас шоры на глазах, целыми днями разглядываете картинки в журнальчиках. Уши заткнули поп-музыкой, живете фантазиями", — говорит Толик Волков.

В финале фильма будет главная схватка между сыном убитых и сыном убийцы, между двумя идеологиями. И очень интересно, кто по задумке авторов победит?



Елена Рычкова