Аналитика


"Еще один предлог для усиления репрессивного механизма"
Общество | В России

МВД предложило приравнять к информации, необходимой для следственных действий, любые передаваемые через интернет данные. Если поправки в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" пройдут и будут приняты, то правоохранители получат возможность изучать информацию, в том числе содержащуюся в технологических системах ее передачи, включая Сеть. По крайней мере, такие возможности ожидаются.

Причиной для расширения полномочий называется увеличивающееся количество преступлений, совершаемых с использованием банковских карт, интернета, компьютерной техники и сотовых телефонов. Как отмечают в правоохранительных органах, 71% уголовных дел приостановлены, так как не удалось вычислить преступника.

В общем, цель предложений — официально включить интернет и другие средства связи в перечень того, что можно исследовать в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Однако, как отмечают эксперты, далеко не факт, что с такими поправками количество раскрываемых преступлений вырастет, потому что одно дело — иметь возможность без решения суда читать переписки, отслеживать интернет-трафик, другое — иметь непосредственно доступ к таким данным.

Коллаж, клавиатура, хакер(2023)|Фото: Накануне.RU

Директор по информационной безопасности и управлению данными "Ак-Барс-Банка" Вячеслав Яшкин объясняет в беседе с Накануне.RU, что есть разные есть способы и алгоритмы шифрования, и все зависит от того, какие используются. У разных банков могут быть разные алгоритмы, у разных ВПН-сервисов — разные протоколы шифрования. В зависимости от этого данные либо можно прочитать, либо нет, однако в большинстве случаев это практически неосуществимая задача.

"Если кто-то задастся целью зашифровать с двух сторон данные на собственном ключе, пока он не отдаст этот ключ, эти данные невозможно расшифровать. Если мы говорим о системах, то мастер-ключ хранится у владельца, просто так эти данные не прочитать", — говорит эксперт.

И тут сразу вспоминается долгая перебранка между ФСБ и Павлом Дуровым, у которого требовали ключ для расшифровки данных мессенджера "Телеграм". Чем в итоге история закончилась, до конца неясно, но, судя по всему, разработчики согласились передавать конкретные данные по конкретным подозрительным случаям. Что же будет в случае с МВД и массовыми переписками, интернет-трафиком в целом? Компании могут передать ключи, но, как напоминает Вячеслав Яшкин, могут быть ситуации, когда даже у владельца компании этого ключа нет — в случае, если программисты и администраторы были привлечены со стороны и запускали сами всю систему. Но все же какой-то доступ получить, вероятно, удастся — например, в соцсетях массовой доступности, общих чатах, а вот напрямую сообщение от одного человека другому прочитать вряд ли возможно.

Вместе с этим опасения насчет каких-либо "утечек" или "заражений" гаджетов все же небезосновательны. Вячеслав Яшкин напоминает, что большинство использует, например, телефон и для личных нужд, и по рабочим вопросам, а это увеличивает риск перехвата информации или упрощения возможности зайти на устройство. Чем сложнее становится электроника, тем проще она может сломаться:

"Сейчас, по сути, к чему все идет — а-ля интернет 2.0, это тематика даркнет, когда интернет образовался поверх другого интернета. Это возможно за счет того, что множество устройств стали достаточно высокоинтеллектуальными. Вы можете и не знать, но телефон, помимо своей обычной функции, может при каком-то установленном приложении выполнять еще и передачу информации, о которой вы даже знать не будете, хранить данные внутри и так далее. Это будет кусочком еще какого-то интернета. Все зависит от того, какие приложения ставятся, с какими данными вы работаете".

(2018)|Фото: Накануне.RU

Но, как становится ясно из всего вышесказанного, даже при наличии возможности отслеживать данные и интернет-трафик, получить доступ к какой-то информации будет вряд ли возможно, по крайней мере, без ключа шифрования.

Стоит сказать, что решение суда в этой ситуации все-таки будет необходимо, но оно понадобится постфактум, то есть статья Конституции о тайне переписки как бы и не нарушается, но как бы уже и не имеет значения. В таком случае для чего МВД может быть нужно такое расширение полномочий? Юрист Иван Миронов напоминает в беседе с Накануне.RU, что преступления в интернет-среде могут происходить не только на территории РФ, но, кстати, и из-за границы, и что будут делать в этом случае правоохранительные органы?

"Преступления, связанные с банковскими картами, практически не раскрываются в Российской Федерации, потому что, как правило, эти махинации происходят с территорий недружественных нам государств. Попытка правоохранительных органов взять под контроль личные данные, которые находятся в сети интернет, естественно, это еще одно мощное наступление на права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Поэтому речь идет просто об усилении репрессивных механизмов, которые и так сегодня достаточно сильны. Я думаю, это [необходимость бороться с мошенничествами] просто хороший предлог", — резюмирует Иван Миронов.



Евгений Иванов