Аналитика


Семьеведение идет в школы: пропаганда есть, а условия для создания семьи не появляются
Образование | В России

Патриотизм, финансовая грамотность, религия — что бы еще добавить в школьную программу? Судя по всему, самое время для семейных ценностей — в новом учебном году могут ввести предмет "семьеведение" повсеместно, однако у экспертов возникает масса вопросов и сомнений насчет такого прививания ценностей молодому поколению. Правда, и в Госдуме также разделяют опасения и уверяют, что подход будет не формальным, а ответственным. Другой вопрос — как все это будет биться с реальностью? Подробности — в материале Накануне.RU.

По замыслу авторов, семьеведение должно прививать со школьной скамьи семейные ценности подрастающему поколению, которое в будущем будет налаживать демографию в стране. Пока о новом предмете мало что известно, поэтому возникают опасения того, как и в какой форме это будет преподноситься, не отторгнет ли это детей от создания полноценной семьи еще со школы, в конце концов, не станет ли это формальным новым уроком для галочки, которую смогут поставить чиновники от образования просто для отчетности.

Как рассказала в беседе с Накануне.RU депутат Госдумы, председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, подход не будет формальным — к вопросу действительно подходят ответственно. Так, по словам Останиной, семьеведение предполагается все-таки не для всех учащихся, а только для старшеклассников, и, по всей видимости, это будет еженедельное занятие, а не ежедневное. Хотя сначала у Министерства просвещения была такая позиция, что это должно проходить через все предметы как бы контекстно — по сути так, как сейчас происходит с финансовой грамотностью. Как пояснила депутат, в итоге после обсуждений чиновники пришли к выводу, что это должно быть включено в образовательные программы, но не в качестве обязательного каждодневного предмета, где дается домашнее задание и ставится оценка.

Мост Челюскинцев в Тюмени(2022)|Фото: Накануне.RU

Перечень вопросов, которые должны быть освещены на таких занятиях, будет довольно широким, по словам Нины Останиной — разбирать собираются и юридические тонкости, возможно, даже ситуацию за рубежом:

"У нас столько обращений в комитет от молодых девушек, которые, соблазненные некими европейскими ценностями, вышли замуж, живут в Италии, не зная законодательства, родили детей, а тут современные геополитические события привели к такому разладу в семьях, что просто целые диаспоры, где живут наши девушки, образовались и они борются за свои права, за своих детей, потому что по итальянскому законодательству дети остаются с отцом. А об этом знают наши девушки? Эту сторону вопроса, как я считаю, нужно осветить".

Учитель истории, член совета профсоюза "Учитель" Дмитрий Казаков в беседе с Накануне.RU высказал опасения, что еще один предмет будет просто новой "обязаловкой" для детей, которым нужно успевать при этом делать домашние задания, ходить к репетитору, готовиться к будущим экзаменам. Аналогично нагрузка может возрасти и для учителей, если это поручат им, а она, как известно, и так немаленькая — одна только бумажная работа чего стоит.

"Здоровой пропаганды семейных нормальных ценностей в школе не может быть ввиду того, что в школу хотят запихать все и вся, и вот под таким красивым предлогом туда все запихивают — и патриотизм, и религию, и вот теперь семейные ценности, и так далее. Просто есть некий тренд на консерватизм, возврат к прошлому, и наши чиновники от образования пытаются показать свою лояльность, сопричастность к тому, что происходит. Вообще с образованием нужно быть очень осторожным. Не понимают наши чиновники, что образование — это тонко налаженная система, она пытается сохраниться в этих условиях, но ее постоянно бьют то с одной стороны, то с другой", — сетует Дмитрий Казаков.

Как отметила депутат Нина Останина, формального подхода будут избегать — начнут готовить специалистов, утверждать программы, учебные материалы, планируется обсуждение и с педагогическим сообществом, далее педагогическое сообщество это обсудит с родительским сообществом и старшеклассниками.

Школьник(2022)|Фото: Накануне.RU

"Это же не разовое мероприятие, которое нужно в один день делать — нужно готовить специалистов, чтобы это не были случайные люди. Мы должны подготовить молодых интересных ребят, может быть, это будет и не один преподаватель — возможно, один раз придет психолог, в другой раз — юрист-старшекурсник, который будет говорить о семейном праве. Ну и сам учебник не должен быть догмой. Потому что то, что я видела, честно говоря, скучновато, я считаю, мы пока не готовы к тому, чтобы рекомендовать этот учебник. Я же не Мединский, который может за три месяца учебник написать. Тут надо вдумчиво подойти", — объясняет Нина Останина.

Более того, по словам депутата, предмет уже опробовали в Самаре, и опыт нескольких лет преподавания дал положительный результат — по их социологии число старшеклассников, которые хотели бы создать семью, увеличилось с 17% до 40%.

С другой стороны, как отмечает детский психолог, публицист Ирина Медведева, окружающая действительность может внести свою лепту в семьеведение, ведь то, что расскажут на уроке, может крайне отличаться от того, что ребенок увидит даже в своей семье.

"Если будет просто урок семьеведения, а вокруг будет твориться бог знает что — это не просто бессмысленно, а вредно. Атмосфера в стране должна быть пропитана духом традиций, а следовательно, нормальной семьи, нормальных отношений. Это должно быть разлито в воздухе", — объясняет эксперт.

Этой же точки зрения придерживается и Дмитрий Казаков — эксперты сходятся во мнении, что пока в стране не наладится материальное и нравственное положение в семьях, уроки семьеведения не будут иметь должного эффекта и даже могут иметь резко обратный эффект. К тому же вводить новый предмет, который напрямую связан с тонкостями человеческих отношений, с любовью, выбором человека — это, скажем так, не научно, как это преподавать? Чтобы сказанное на уроке было усвоено, оно должно окружать ребенка.

"Потому что если будет противоречие, если, выходя с этого урока, дети будут видеть сплошные разводы, так называемые "пробные браки", так теперь называется обычная связь, то будет пропасть между тем, что им говорят на уроке, и тем, что они видят в жизни. Они подумают: наверное, врут, жизнь-то другая совсем", — поясняет Ирина Медведева.

Отец и дочь на прогулке на набережной в Екатеринбурге(2023)|Фото: Накануне.RU

Депутат Нина Останина в беседе с Накануне.RU также согласилась с таким тезисом, однако это, естественно, уже выходит за рамки учебных процессов, и как государство будет дополнять уроки соответствующей окружающей действительностью, материальной поддержкой семей, остается открытым вопросом. Да и будет ли?

Не так давно мы писали, что из-за новых принятых мер поддержки в России увеличилось количество разводов. Причина простая — так как пособие выдается на семью с минимальным достатком, то родители могут и развестись — чтобы это самое пособие получить. Формально семья осталась, родители с детьми могут жить, как раньше, но развод-то остается. И как в таких условиях формировать традиционную повестку, мотивировать молодое поколение заводить семью, пропагандировать семейные ценности? Ирина Медведева уверена — так как рожают в основном люди молодые, а в молодости огромную роль играет мода — если многодетность станет модной, то одно это очень хорошо повлияет на нашу демографию.

"Все равно в обществе сохраняется нормальное представление о семье, оно есть, — поддерживает мысль Дмитрий Казаков. — То, что происходит в образовании, в политике, в элитах — это одно, общество все равно живет немного по-другому. Оно, конечно, впитывает это, но все равно сохраняет разумность. Но вот такими действиями эти сформированные социальные институты будут разрушаться. То есть с детства будут показывать, что, оказывается, реальность не бьется с тем, что рассказывают в школе, плюс если все это будет на формальном уровне, то в будущем это приведет к большим проблемам".

"Государство, конечно, должно со своей стороны понимать, что, если оно хочет, чтобы население увеличивалось, надо для этого что-то делать", — резюмирует Ирина Медведева в беседе с Накануне.RU.



Евгений Иванов