Минэнерго проводит исследование по факту роста цен на топливо — там запросили у нефтегазовых компаний данные по объёму производства и экспорта нефтепродуктов. Как утверждает ведомство, это делается в рамках борьбы с "серым экспортом", который стал одной из причин роста цен на топливо этим летом. Соответствующее письмо было направлено "Роснефти", ЛУКОЙЛу, "Газпрому", "Сургутнефтегазу" и другим компаниям, а также независимым нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ).
В последнюю неделю августа цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продолжали оставаться рекордно высокими: цена на марку "Премиум-95" в Европейской части России превышала 73 тыс. руб. за тонну, на "Регуляр-92" — 63 тыс. руб. за тонну. Вслед за этим поползли вверх и ценники на розничных заправках.
Минэнерго затребовало информацию "в рамках проработки вопроса об ограничении серого экспорта" — то есть продажи на экспорт топлива, которое предназначалось для внутреннего рынка и за которое компании получили субсидии в рамках топливного демпфера. Как отмечает "Ъ", это явление стало одной из причин роста цен на топливо этим летом.
Что примечательно, растущие цены на заправках в России не помешали нефтяникам претендовать на демпферные выплаты из бюджета, которые только в августе оцениваются в 200 млрд руб. При этом в ряде регионов образовался дефицит нефтепродуктов. На юге страны ажиотажный спрос уже спровоцировал дефицит ГСМ, что поставило под удар уборочную кампанию. Но эксперты прогнозируют осложнения не только в АПК, но и во всех сферах, где так или иначе задействован автомобильный транспорт, что негативно скажется на потребительских ценах в общем, включая продукты питания.
К слову, в августе, когда дефицит начал назревать, Казахстан в рамках добрососедских отношений получил от РФ 21 тыс. тонн бензина АИ-95, в связи с тем, что на ремонт встал Шыкментский НПЗ. Знало ли о таких поставках Минэнерго в условиях проблем на внутреннем рынке? Вопрос, пожалуй, риторический.
Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился аналитик Финансового университета Игорь Юшков:
— Эти объёмы так называемого "серого экспорта" крайне незначительно влияют на рынок, потому что даже если всё, что идёт такими не совсем легальными схемами на экспорт, было направлено на внутренний рынок, то это всё равно не создало бы какого-то переизбытка топлива на бирже, который бы позволил ценам упасть, потому что в основном все работают в нормальных схемах, и объёмы такого экспорта не столь велики.
У нас в целом занимаются производством нефтепродуктов крупные НПЗ, и никто не говорил о том, что это крупные компании подобными операциями занимаются, только мелкие и средние. Получается, что мелкие и средние НПЗ и так мало вырабатывают нефтепродуктов, но ещё и только часть из того, что получили — я думаю, что меньшую часть — они экспортируют, хотя и не имели права это делать.
Конечно, с подобной деятельностью тоже нужно бороться, потому что это не то, что "серый экспорт", а это просто незаконная деятельность — вы получили налоговый вычет на эти нефтепродукты и обязаны их продать на внутреннем рынке, а если вы их экспортировали, то вы должны вернуть обратно этот налоговый вычет или получить какой-то штраф. Но борьба с подобной деятельностью, прекращение этого экспорта не приведёт к насыщению внутреннего рынка.
Здесь правительство понимает, что в летний период внутреннее потребление у нас возрастает очень сильно — больше, чем до 2020 года, то есть автомобильный сезон всегда был, но сейчас это потребление в автомобильный сезон существенно повышается, потому что люди больше стали перемещаться на автотранспорте летом, часть аэропортов закрыта в 2022-2023 годах, в 2020 году ковид был, ничего не летало, все начали перемещаться на автомобилях, внутренний туризм развивается, рубль ослаб. Это с одной стороны привело к тому, что люди больше отдыхают в России и тратят топливо в России, а с другой стороны — у нас экспорт тоже стал более привлекательным, для компаний стимулы поставлять именно на внутренние рынки уменьшились, они в рублёвом выражении при экспорте получают больше. Поэтому комплекс причин привёл к подорожанию топлива, но, опять же, история с "серым экспортом" далеко не первая.
Такое ощущение, что правительство просто пытается не то, чтобы время потянуть, но продемонстрировать, что оно ищет причины подорожания топлива, прежде всего на бирже, в разных аспектах пытается бороться с разными проблемами, которые влияют на рынок. Тем не менее, правительство просто выжидает, пока автомобильный сезон закончится, уборочная кампания закончится, и рынок сбалансируется за счёт того, что снизится спрос.