Аналитика


Решение топливного кризиса на поверхности, но для правительства это табу
Экономика | В России

Нефтяная отрасль бьет антирекорды, но в правительстве как будто не видят никаких проблем — ни того, что цены на топливо на внутреннем рынке продолжают расти, ни того, что средств на поддержку из бюджета уходит слишком много. Так, нефтяные компании в августе получили рекордные выплаты по топливному демпферу, направленному как раз на сдерживание цен на внутреннем рынке. По данным Минфина, за период с января по август 2023 года общая сумма выплат из бюджета достигла почти 839 млрд рублей, из которых на один только август приходится почти 186 млрд.

Однако при всех выделяемых средствах не только цены на топливо растут, но и в некоторых регионах сложился дефицит этого самого топлива. Так, в последнюю неделю августа цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продолжали оставаться рекордно высокими: цена на марку "Премиум-95" в Европейской части России превышала 73 тыс. руб. за тонну, на "Регуляр-92" — 63 тыс. руб. за тонну. Вслед за этим поползли вверх и ценники на розничных заправках.

Аналогично происходит резкий рост в цене дизтоплива, что больно бьет по сельскому хозяйству. Аграрии еще в конце лета говорили о том, что для АПК необходимо снижать цены, иначе это может обернуться катастрофой — и вот сейчас ситуация близка к ней. Так, глава Минсельхоза назвал проблему доступности дизеля "кричащей" — еще недавно сельскохозяйственники искали топливо подешевле, сегодня они могут его не получить вообще, так как налицо дефицит горючего.

"Мы сейчас остановим и уборочную, и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа", — заявил министр Дмитрий Патрушев.

Комбайн во время выполнения уборочных работ(2024)|Фото: Накануне.RU

И все это — при рекордных выплатах по демпферу, хотя с первого сентября и до конца 2026 года предполагается постепенное снижение поддержки. В связи с этим у экспертов также возникают опасения — если при нынешних выплатах такие проблемы, то что будет дальше при снижении выплат? Тотальный дефицит топлива и заоблачные цены на внутреннем рынке?

Причины топливного кризиса лежат на поверхности, но их как будто в упор не видят в правительстве. Дмитрий Патрушев затронул эту тему, но лишь частично — он объяснил, что из-за повышения ключевой ставки Центробанка до 12% аграриям стали недоступны льготные кредиты. А ключевую ставку повысили из-за ослабления рубля в надежде сдержать курс. Но, как известно, это оказалась малоэффективная и временная мера, которую отменять, судя по всему, никто не собирается.

Но в этом как раз весь сок — ослабление рубля делает более выгодной продажу топлива на внешнем рынке и наоборот — невыгодной на внутреннем, по крайней мере, пока цены внутри не выросли до долларовых значений. Добавить к этому так называемый "налоговый маневр", который перераспределяет налоговую нагрузку — и тогда картина становится полной и еще более критической, ведь к 2024 году размер экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты должен уменьшиться с 30% до 0%, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет увеличен на эквивалентную сумму. Таким образом, внутренний рынок вообще может выпасть из области интересов нефтяников.

Решение этой проблемы лежит, скорее, в политической плоскости, нежели в экономической — эксперты давно предлагают отменить налоговый маневр, ввести экспортные пошлины и отменить возврат НДС на сырую нефть, но в кабмине это воспринимается как табу. Зампред комитета Госдумы по экономической политике, экономист Михаил Делягин напоминает в беседе с Накануне.RU, что эти меры могли бы не только сдержать рост цен на нефтепродукты, но и наполнить больше бюджет, однако правительство, видимо, устраивает такой "колониальный механизм", придуманный для России:

— Есть такое явление как аппетиты монополий — когда происходит девальвация рубля, в ситуации, когда любая корпорация довольно много закупает за границей, как бы много она ни закупала внутри России, в цену любого товара входит курс доллара (в том числе того товара, который закупает нефтяная компания) не только потому, что это какие-то комплектующие, оборудование импортное, но и потому, что деньги из России вывозятся благодаря позиции Банка России. И большинство производителей рассматривают прибыль не в рублях, а в долларах, потому что они выводят эти деньги из страны. И для того, чтобы купить себе квартирку где-нибудь в Арабских Эмиратах или построить замок где-нибудь под Парижем, в случае девальвации рубля нужно больше рублей, поэтому рублевые цены растут на все. Это очень важный и существенный фактор роста инфляции, в том числе роста цен на бензин тоже.

без бренда, топливо, бензин, заправка, АЗС(2019)|Фото: Накануне.RU

Что касается отмены налогового маневра, то тут важно понимать, чем вы считаете преступление. Если вы считаете преступление нормой, тогда, конечно, отменять налоговый маневр не нужно, потому что налоговый маневр — это инструмент закрепления колониального статуса России в экономической сфере. Налоговый маневр освобождает от фискального бремени экспорт сырья и переносит это фискальное бремя на производство внутри страны. То есть уничтожается производство добавленной стоимости внутри России в интересах олигархов, которые хотят просто экспортировать сырье и не заморачиваться с тем, что в "этой стране", как они ее называют, происходит.

Поэтому вопрос в том, как наша власть относится к тому, что Россия в экономическом плане является колонией. Если это рассматривается как проблема, тогда налоговый маневр должен быть отменен, если же это рассматривается как достижение, тогда налоговый маневр наоборот надо усугублять — и мы видим, что он в 2021 году был распространен и на черную металлургию, в результате чего цена на металлы подскочила очень сильно, и у нас теперь Банк России печатает пятирублевые купюры, потому что пятирублевая монетка оказывается дороже по себестоимости из-за этого скачка цен на металл.

Я напомню, что Чубайсу западники в свое время предлагали нечто вроде налогового маневра, и он от этого отказался с гневом и ужасом. Представляете? Чубайс на фоне Силуанова и компании выглядит патриотом России!

А ведь решение на поверхности — прелесть таможенного разумного протекционизма заключается в том, что вы внутри страны держите цены низкими, а за счет обложения подакцизных товаров и за счет обложения того экспорта, который как бы стране вредит, а не помогает, то есть экспорта сырья, вы получаете денег даже больше, чем раньше. При этом стимулируя производство внутри страны, вы тем самым расширяете налогооблагаемую базу. Но объяснить это бухгалтерам из Минфина невозможно, они просто отказываются воспринимать реальность принципиально. Скоро в Думу будет внесен очередной бюджет — и вот увидите, он опять будет преступно блокирующим развитие.



Евгений Иванов