Аналитика


Не опять, а снова: "Аэрофлот" заключает контракты на SJ-100 и МС-21, но поставок так и нет
Экономика | В России

"Аэрофлот" снова подписал документы на поставку "Суперджетов" и МС-21 с государственной корпорацией "Ростех".

В прошлом году на Восточном экономическом форуме компании заключили соглашение о намерениях: "Ростех" намеревался поставить группе 210 самолетов МС-21, а также "Суперджеты" и Ту-214 в период с 2023 по 2030 год.

Теперь "Аэрофлот" на том же форуме подписал "твердый контракт" на поставку МС-21 и "Суперджетов".

При этом ни "импортозамещенный" "Суперджет", ни МС-21 с российским двигателем по-прежнему не сертифицированы и не поставлены в серийное производство, поставки модифицированных Ту-214 намечаются на 202402025 гг. Тем не менее, ощущение от новостных лент, что россияне вот-вот пересядут на российские самолеты, создается. Правда, оно создается уже последние лет десять.

Какие же условия предусматривает твердый контракт, подписанный сегодня?

Сторонами выступили "Аэрофлот" и "дочка" "Ростеха" — лизинговая компания "Авиакапитал-сервис". По договору группа получит 52 самолета, включая шесть МС-21-310 для "Аэрофлота", а также 12 воздушных судов MC-21-310 и 34 лайнеров SJ-100 для "России" (входит в группу).

SSJ-100 Sukhoi Superjet 100 Суперджет ГСС(2019)|Фото:Накануне.RU

Глава "Ростеха" Сергей Чемезов заявил, что "Аэфролот" получит именно "импортозамещенные" версии, то есть те, которые еще не имеют сертификатов. При этом, в сообщении "Ростеха" не говорится ни о финансовой стороне вопроса, ни о конкретных сроках поставок (упоминается только крайне расплывчатая цифра из того самого инвестпаспорта — "Проект подразумевает передачу авиаперевозчикам первых 63 новых МС-21-310, SJ-100 и Ту-214, планируемых к поставке в период до 2025 года"). Отдельно отметим, что в сегодняшнем "твердом контракте" не идет речи о Ту-214.

"Коммерсант" пишет, в чем может быть проблема с этими вновь и вновь подписываемыми контрактами. Например, выяснилось, что полностью российский SSJ-100 выйдет на плановые показатели коммерчески эффективного налета в 7,3 часа в сутки лишь через два года после начала эксплуатации, и виной всему уменьшенный ресурс двигателя ПД-8, испытания которого к тому же еще и затянулись. Испытания SJ-100 с российским двигателем должны были начаться ещё весной, но полет этот так и не состоялся. В конце лета частично импортозамещенный SSJ-100 начал испытания на франко-российских SaM-146.

"Аэрофлот" уже заказал себе 34 полностью российских "Суперджета". Но только сроки передачи первого самолета в авиакомпанию могут сдвинуться с конца 2023 года на конец 2024 года, и все равно первые SSJ-100 могут быть с SaM-146. И даже если подготовка ПД-8 закончится вовремя, сертифицировать его могут с ограничениями по ресурсу и режимам эксплуатации.

Впрочем, это не единственная проблема отечественного двигателя. "ОДК-Авиадвигатель" попыталась получить сертификат в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA), но сделать это помешали антироссийские санкции. А значит, самолеты на ПД-8 будут "невыездными".



Юрий Александров