Власти, кажется, очень пытаются справиться с топливным кризисом в стране, но пока это получается только на словах — повышение цен на бензин и дизель продолжается, а недостаток ощущается не только в разных регионах, но уже и в разных отраслях. Более того, цены бьют рекорды в разных субъектах — в Крыму, на Сахалине и даже нефтедобывающем ХМАО, а если говорить про биржу, то на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже накануне цены марки Аи-92 и дизтоплива обновили рекорды, перевалив за 69,6 тыс. рублей за тонну и чуть более 73 тыс. рублей за тонну соответственно. Аи-95 пока рекорда не достиг, но близится к нему. И все это на фоне топливного демпфера, который с сентября начинает снижаться, а значит, как предполагают эксперты, цена на бензин будет и дальше повышаться. И в этом вопросе и Минэнергетики, и правительство в целом беззубо. Об этом Накануне.RU рассказал экономист Никита Кричевский:
— Во-первых, что касается биржи, цена там сейчас на уровне 52 рублей за литр, и цена вполне реальная. Но дело в том, что объёмы минимальные на бирже, поэтому торгуют в условиях дефицита, потому что основная часть топлива идёт через вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи). То есть, например, есть у "Лукойла" свой НПЗ — он "толкает" через свои заправки, а остатки, то, что положено по постановлению правительства, отдаёт на СПБ (Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа).
Это одна часть проблемы — маленькие объёмы — поэтому создаётся шумиха: вот, смотрите, уже 70 тыс. рублей за тонну, но никто не говорит о том, что там 1330 литров, а не 1000. Поэтому все разговоры о том, что дальше бензин будет выше — это лукавство, но не просто так. Со стороны спекулянтов это требование увеличить объём поставок на биржу и оправдать те дополнительные расходы, которые они несут. Они всегда могут сказать, мол, а что вы хотите, если на бирже тонна стоит 73 тыс. руб?
Вторая причина — страна по заправочной инфраструктуре крайне неоднородна. И если в центральной части более-менее всё прозрачно, то Сибирь и Дальний Восток получают до 40% топлива с так называемых "самоваров". Это мини-НПЗ "самоварного типа", лёгкая перегонка, с присадками, примесями и прочим. И они, конечно, ни для каких ФАС и прочих "надзоров" невидимы. Эти "самовары" значительную часть топлива продают оптом через, например, автобазы, там с ними рассчитываются "налом", и все очень довольны. Часть идёт через легальные заправки, но качество намного хуже, по сравнению с центральной Россией.
Подворовывают не только за счёт того, что разбавляют бензин или поставляют некачественный, а и по многим другим позициям можно подторговывать или подворовывать. Элементарно подкручивать счётчики на пистолетах АЗС.
Что касается дизтоплива — значительная его часть действительно идёт на экспорт, но сказать, что экспорт такой, что нам мешает жить, я тоже не могу, потому что в дальнее зарубежье экспорт дизтоплива идёт в минимальных количествах, Европа закрыта, а что касается, например, Индии, то там переизбыток дизеля, они сами его экспортируют. Часть НПЗ действительно встала на ремонты, может быть, не совсем плановые, но всё это делается с целью, с одной стороны, увеличить цены на бензин, с другой — надавить на Правительство (это касается ВИНКов), а с третьей стороны — получить дополнительную прибыль. И всё это вместе, где акцент нужно ставить на недобросовестности производителей, даёт этот эффект на конечных АЗС, когда бензин стоит 55 рублей, а дизтопливо — 80. Ну, потому что "нет дизеля".
То есть здесь причины неэкономические. Это недобросовестность производителей, тех же ВИНКов. Ну и бездействие Минэнерго как главного контролёра всей этой истории. Они просто не могут полностью контролировать весь этот рынок. Если бы могли — всё было бы спокойно. А так конечными пострадавшими становимся мы.
Что касается роста цен, то здесь нужно помнить о том, что нефтяники ещё в конце прошлого года обещали, что в этом году бензин вырастет в пределах инфляции. Инфляция по прошлому году составила 11,94%, и если взять от средней цены в 50 рублей за прошлый год 12%, получим порядка 6 рублей плюсом. То есть 56 рублей — это та цена, которая и была заявлена, и с этим все согласились. Хотя мне непонятно, почему цена в нынешних условиях должна расти в пределах инфляции. Бензин — это как раз та история, которая разгоняет инфляцию. Ну, вот согласились с тем, что есть такая традиция – уповать на инфляцию. Объявили, значит, в этом году вырастет. То есть шесть рублей они уже оправдали. Так что, как это ни прискорбно, но за исключением временного роста цен кое-где на дизель (это "самовары", в первую очередь), в общем и целом, всё это укладывается в рынок.
Если бы не было "самоваров", цены бы были цивилизованней, потому что крупные ВИНКи не могут зайти на Дальний Восток, им под разными причинами ставят палки в колёса, как бюрократические, так и нелегально-водительские. Если бы это можно было сделать, то за счёт эффекта масштаба ВИНКи, конечно, чувствовали себя более спокойно. А здесь одна из целей, ради которых ВИНКи взвинчивают рынок — это как раз попытка надавить на правительство, чтобы оно разобралось с Дальним Востоком, потому что там безумные обороты.
"Самовары", между прочим, давно объединились, там давно есть общий центр, есть их официальные представители, которые регулярно выступают по ТВ. Не буду называть фамилий, но все, кому положено, их знают. И вот эту историю переломить не удаётся уже лет 15 точно, потому что об этом все знают — что за Уралом рынок незаконный на 40%, но ничего сделать не могут. Соответственно, и цены будут дальше расти, потому что "самоварам" тоже выгодно, чтобы они получили больше. А объяснять они это будут тем, что вот видите "на бирже дефицит".
Так что каких-то подвижек или разрешения этой проблемы я не вижу. Правительство в энергетическом плане беззубо. Минэнерго могло бы — решило. Новак мог бы — решил. Они собирают совещания, требуют объемы, все говорят, что будет сделано. Но ничего не получается и не получится. "Самовары" никуда не денутся, потому что все прикормлены, все куплены, у всех налаженный оптовый рынок сбыта. И власти войной не пойдут против "самоваров". А те тоже не бесконечно могут завышать цены — наглеть нельзя, есть официальный рынок, если обнаглеют, тогда свои же покровители от них откажутся. Так что ничего не изменится. Сильно хуже не будет, но на положительные изменения мы не можем рассчитывать. До марта – точно.