Аналитика


Сидящие на бюджете Плюшкины сами одеваются от Brioni, но всё по-прежнему блокируют развитие страны
Экономика | В России

Проект бюджета на 2024 и плановый период 2025-2026 годов вскоре будет внесен для утверждения в Госдуму. Так, например, доходы на 2024 год существенно выросли, по сравнению с прошлыми расчетами — до 35,5 трлн рублей, ранее были заложены только 30 трлн. Но выросли и расходы — до 36,6 трлн, таким образом, три бюджетных года формируются с дефицитом: 1,1 трлн руб. в 2024 году, 0,9 трлн в 2025 и 1,5 трлн в 2026 году. Покрывать дефицит планируется в основном за счет заимствований, а также за счет вывозных пошлин, которые начнут действовать с 1 октября.

Если брать отдельные сферы расходов, то, например, оборонные статьи бюджета увеличились почти на треть — с 3,9% ВВП до 6% ВВП, или 10,8 трлн рублей в абсолютных числах. Социальные расходы увеличатся только на 1 трлн — с 6,5 трлн до 7,5 трлн рублей. Но хватит ли этого на выполнение всех обязательств? Как считает экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин, представленный проект бюджета опять будет блокировать развитие страны, об этом эксперт рассказал в беседе с Накануне.RU.

— В последней нашей беседе вы высказали предположение, что новый бюджет будет "блокирующим развитие страны", теперь, смотря на проект, можно сказать, что так и получилось?

делягин михаил геннадьевич главный редактор журнала свободная мысль(2015)|Фото: Накануне.ru— У нас не идет речи о том, что происходит кардинальный пересмотр концепции бюджетной политики. То есть бюджетная политика остается той же, что и была все последние годы и даже десятилетия. Это означает, что главным реальным приоритетом бюджета является замораживание денег бюджета, денег налогоплательщиков на резервах федерального бюджета — и в Фонде национального благосостояния, и просто на счетах, и на бюджетных депозитах, просто сейчас эти данные не публикуются.

Мы видели на протяжении этого года дефицит, за исключением августа, причем в январе был дефицит очень большой, и в этом году Фонд национального благосостояния увеличился даже при наличии дефицита казны. То есть главный приоритет даже сегодня, в 2023 году, по-прежнему заморозка денег налогоплательщиков, чтобы, упаси боже, не допустить развития страны.

Поскольку от такой экономической политики никто публично не отказывается, никто не рвет на себе рубашку с криком, что бюджетное правило отменяется, хотя цена нефти сейчас растет, то есть бюджет будет получать не только инфляционные и дефляционные доходы, но и доходы от удорожания нефти на мировых рынках — в этой ситуации можно предполагать, что этот приоритет остается незыблемым.

Коллаж, пачка денег под доской(2022)|Фото: Накануне.RU

— И все это будет складироваться в ФНБ?

— Второй приоритет федерального бюджета — это "субсидирование" финансовых спекулянтов за счет денег налогоплательщиков. Федеральный бюджет, захлебываясь от денег, имея колоссальные резервы, тем не менее, продолжает наращивать средства в Фонде национального благосостояния и не тратит эти деньги на необходимые текущие нужды.

Вместо этого, даже в то время, когда он был профицитным, федеральный бюджет брал взаймы заведомо ненужные ему деньги. Делалось это для того, чтобы выплачивать проценты по этим займам финансовым спекулянтам. Поскольку либералы служат этим самым финансовым спекулянтам, они им служат и в процессе исполнения федерального бюджета.

Сейчас у нас наблюдается то же самое — дефицит федерального бюджета покрывается в значительной степени за счет займов, вместо того, чтобы покрывать его из имеющихся резервов. Это называется субсидированием финансовых спекулянтов. Я считаю, что это преступно. Я считаю, что эта политика является блокированием развития страны, и пока никто из официальных лиц не сделал заявлений, которые исключают возможность продолжения этой политики в 2024 году.

— Но в кабмине уверены, что в следующие годы ожидаются улучшения и по инфляции, и по доходам госказны…

— Статья 37 Бюджетного кодекса устанавливает принцип реалистичности — бюджет должен исходить из разумных реальных предпосылок, а бюджеты Российской Федерации основаны на прогнозах социально-экономического развития, которые к реальной жизни, как правило, отношения не имеют.

Прогнозы социально-экономического развития, которые нам предложены сейчас, предполагают, что в следующем году произойдет существенное укрепление рубля, так что средний курс доллара будет около 90,7 рублей за доллар. И при этом у нас официальная инфляция — не реальная, с которой мы сталкиваемся в магазине, а официальная, которая существует в воображении официальных лиц, — 7,2%. При этом министр экономического развития рассказывает, что в конце следующего года эта инфляция может составить 4,5%, значит, в начале года инфляция составит под 10%.

Простите, а за счет чего произойдет такое резкое ослабление инфляции? За счет укрепления рубля? А куда денется инфляция издержек? Куда денутся все остальные факторы инфляции? Куда денется инфляционное давление бюджетного дефицита, если исходить из официальной теории?

На самом деле, бюджетный дефицит не оказывает инфляционного давления, но наши официальные лица этого не знают. Они исходят из того, что это очень страшно. Куда все это денется? Непонятно.

Максим Орешкин, Антон Силуанов(2019)|Фото: Накануне.RU

— С ростом экономики тоже все сложно?

— Не очень понятно, откуда у нас возьмется экономический рост в следующем году. Просто каковы факторы этого роста? Понятно, что будет резкий рост бюджетных расходов, а в остальном у нас что, государство начнет защищать свою экономику от недобросовестной внешней конкуренции? Нет, не начнет. Начнет обуздывать произвол монополий? Не начнет. Начнет ограничивать вывод капитала из страны? Нет. Но бюджетных расходов недостаточно для обеспечения экономического роста, приличного, по крайней мере.

— Для чего все эти средства скапливаются в ФНБ? На черный день?

— Для чего? Как я и сказал — чтобы не допустить развития Российской Федерации. Если у вас есть деньги, вы можете их направить на развитие. Эти деньги вернутся к вам сторицей. Но при этом вы их не расходуете. Вы над ними, как Плюшкин, чахнете. Правда, нынешние Плюшкины одеваются от Brioni, но принцип тот же самый: "так не доставайся же ты никому" — недопущение, блокирование развития России есть, с моей точки зрения, подтверждаемый всей бюджетной политикой России последней четверти века почти главный приоритет федерального бюджета России.

— Дефицит в 1,6 трлн рублей некритичен для бюджета?

— Дефицит некритичен даже в размере кратно большего. Потому что у нас сейчас в стране наблюдается отчаянный денежный голод, который давно продолжается. Страна умирает от нехватки денег в обороте в прямом смысле этого слова. И когда вы увеличиваете бюджетный дефицит, вы тем самым вводите в оборот деньги, расходуете больше, чем сегодня собираете. Вы либо заначенные в прошлые годы деньги вводите в оборот, либо берете займы у банков и вводите их в оборот, тоже увеличивая денежную массу. Поэтому это дело даже полезное. Представления большинства российских экономистов, в том числе российской власти, о макроэкономике взяты из стандартных западных учебников, которые описывают ситуацию избытка денежной массы. Ситуация нехватки денежной массы, которая западными либералами навязана экономическим колониям Латинской Америки, Африки, Российской Федерации, не рассматривается в принципе, она не воспринимается.

— Если увеличение военных расходов понятно, то увеличение социальных расходов выглядит как-то незначительно, тем более для выборного года…

— У нас, во-первых, выборы в марте, то есть у нас выборных два месяца. Во-вторых, времена подкупа избирателей ушли, потому что в условиях народного единства и сплочения народа вокруг президента и Верховного главнокомандующего подкупать этот народ социальными выплатами просто не имеет смысла. Я надеюсь, все знают, кто у нас будет президентом. Вот для тех, кто не знает этого, Си Цзиньпин объяснил, за кого проголосуют граждане Российской Федерации, так что куда же нам теперь деваться, когда товарищ Си указал.

Социальные расходы растут, потому что российское общество нищее и бедное. Плюс к этому нужно еще понимать, что ведение военных действий тоже требует увеличения социальных расходов, потому что у нас раненые учитываются в военном бюджете, только когда они находятся в госпиталях Министерства обороны. Когда они становятся гражданскими, деньги на их поддержание, на помощь им идут по статьям социальных расходов.

— И, судя по всему, несмотря ни на что, бюджет будет принят большинством "Единой России"?

— Никаких сомнений в этом нет — конечно, он будет принят. Там какие-то мелкие изменения будут внесены, как обычно, но тем не менее.



Евгений Иванов