Арабо-израильский конфликт имеет давнюю историю, но столь крупномасштабные столкновения происходят впервые за несколько десятилетий.
Если оставить гонения евреев, "Белую книгу" и прочие исторические перипетии, то можно сказать, что более современная история Израиля началась после Второй мировой войны — фактически на тот момент территория Палестины была британской колонией, и там евреи и местные поселенцы вели борьбу за независимость. В 1947 году на Генеральной Ассамблее ООН был принят план раздела Палестины на еврейское и арабское государства, но против него выступили лидеры арабских стран, в том числе Лига арабских государств. Тем не менее, план был принят благодаря поддержке ведущих сверхдержав — СССР и США. И в 1948 году образовалось государство Израиль.
Несмотря на то, что в Штатах по этому вопросу были разногласия, американский президент поддержал разделение в надежде укрепить свое влияние, а что касается Советского Союза, то тут цель была иная — выдавить Англию из региона и развалить ее колониальную империю. В последнем Штаты были также отчасти заинтересованы, поэтому сложилось такое ситуативное взаимодействие между двумя сверхдержавами. Отчасти так оно и получилось — колониализм Великобритании и Франции начал разваливаться, хотя, если посмотреть на текущее положение в мире, становится понятно, что этот процесс не был доведен до конца, скорее, он подвергся метаморфозам.
Кроме того, как отмечает историк Игорь Пыхалов, "Сталин рассчитывал, что там образуется государство, которое будет лояльно к Советскому Союзу. Так и было в первое время, но это был довольно короткий срок".
Так, первое столкновение произошло уже в 1948 году, когда Израиль противостоял ряду арабских стран, которые были не согласны с разделением Палестины. В этом конфликте СССР поддерживал евреев, поставляя оружие. Но ставка на то, что Израиль будет дружественным или благожелательно нейтральным, не сыграла. Вскоре после этого израильские лидеры переметнулись в американский лагерь, встав, по сути, на сторону нашего геополитического противника. И уже в Суэцком кризисе Израиль был противником Советов, которые во многом сыграли ключевую роль в его возникновении.
В то время Египет решил национализировать Суэцкий канал, который принадлежал Англии и Франции, Израиль поддержал эти государства в их стремлении, но на сторону Египта встал СССР. Как отмечает Игорь Пыхалов, в отличие от современных "выражений озабоченности", Хрущев тогда жестко высказался о возможном применении сил для "сокрушения агрессоров", что стало еще одним ударом в сломе колониальной политики. Тем не менее Израиль уже тогда двигался по вектору политики США.
В последующих столкновениях 1967 и 1973 годов СССР уже поддерживал арабские страны и на то время дружественный Египет. Конфликт 1973 года вошел в историю как Война Судного дня, когда Израиль стоял на грани поражения, но тем не менее ему удалось отбиться, по сути, сведя все к "ничьей". Одним из последствий этого конфликта для Советов стало "переобувание" Египта после смерти Гамаля Абдель Насера и установления новой политики также в фарватере США Анваром Садатом.
Наконец, еще одной важной исторической вехой стала отмена в 1991 году резолюции ООН, по которой сионизм приравнивался к нацизму, то есть признавалось, что сионизм — это форма расизма и расовой дискриминации. Для США эта резолюция стала официальным обоснованием для бойкота Всемирных конференций по борьбе против расизма и расовой дискриминации, организованных ООН, в 1978 и 1983 годах. Аналогичным образом поступал и Израиль. Более того, в день принятия резолюции посол Израиля Хаим Герцог во время своего обращения к Генассамблее порвал документ со словами, что для "евреев это не более чем кусок бумаги", собственно, так они его и рассматривали.
"Если мы посмотрим на карту — что планировалось при создании государства Израиль, как должны были выглядеть арабская и еврейская части, и то, как обстоит дело сегодня, то мы увидим, что на самом деле фактически палестинцам дали жалкую подачку, по сравнению с тем, что должно было быть изначально", — поясняет Игорь Пыхалов.
США помогали Израилю все эти десятилетия, и более того, Израиль был по отношению к США стратегическим союзником. То есть Америка была готова не только оказывать непосредственно военную помощь, но даже воевать сама.
"Возвращаясь к вопросу про Войну Судного дня, в первые дни, когда израильская армия начала проигрывать на поле боя, возникла угроза полного поражения, США вполне всерьёз рассматривали возможность своего прямого военного вмешательства в спасение Израиля", — отмечает Игорь Пыхалов.
Таким образом, в текущем конфликте теперь уже палестинцы, можно сказать, в некотором смысле борются за свои бывшие территории с одним из важных союзников США. Но конфликт, начавшийся 7 октября 2023 года, может так же быстро закончиться, считают эксперты. Несмотря на то, что Штаты предсказуемо осудили движение ХАМАС и поддержали Израиль, все же в истеблишменте нет однозначной поддержки, тем более власти США и так уже большую помощь оказывают Украине. А сам Израиль, несмотря на ответные бомбардировки в адрес сектора Газа, находится в уязвимом положении, о чем говорит созыв коалиционного чрезвычайного правительства Биньямином Нетаньяху.
"Пока какие-то глобальные выводы делать рано, я думаю, все находится в стадии роста эскалации, мы по этой лестнице только поднимаемся, но в принципе репутационный ущерб, который Израиль понес в результате нападения ХАМАС, к которому не был готов, говорит о кризисной ситуации. И предложение, которое последовало сразу в день нападения, о создании коалиционного чрезвычайного правительства, как раз говорит о том, насколько Нетаньяху слаб, и соответственно, внутренняя неустойчивость у Израиля очень серьезная", — уверен политолог Максим Жаров.
И сейчас на повестке стоят два вопроса — законопроект о совместной помощи Израилю и Украине и избрание нового спикера в Палате представителей Конгресса США, который этот самый законопроект сможет протащить и будет угоден Белому дому. Если такой спикер будет избран, как считает Максим Жаров, возможно схлопывание этого арабо-израильского конфликта и возвращение "обычных" его масштабов с регулярными обстрелами.
"Если это произойдет, тогда уже можно будет отвечать и на другой вопрос — как это нападение предотвратило желание Нетаньяху и радикальной части истеблишмента, можно сказать, превентивно напасть на Иран. Была уже одна такая ситуация в начале года, в январе-феврале", — уверен эксперт.
Какие тенденции у конфликта в целом и смогут ли арабы переломить ситуацию и полностью взять инициативу в свои руки — пока говорить рано, уверены эксперты, так как столкновения только набирают обороты и эскалация может пойти в совершенно разных направлениях, с непредсказуемым пока вовлечением других игроков.