Аналитика


Олег Шеин: Государство может решить дефицит кадров, нужно только расставить приоритеты
Экспертное мнение | В России

Четверть россиян хотят стать айтишниками или видят будущее своих детей в этой сфере. Такие выводы сделали авторы платформы "Авито-услуги" после проведения опроса. Быть айтишником означает успешность и развитие, это гарантия светлого будущего? Тогда, видимо, исходя из этой же логики, быть врачом и учителем вредно? Ведь проблема нехватки специалистов образования и медицины давно раскрыта — залог успеха в уровне зарплат и адекватной нагрузке. Так, может быть, надо государству взять и в ручном режиме ввести такие же преференции для медиков, учителей, инженеров и других дефицитных кадров, как и в IT отрасли? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин:

— Во-первых, люди, которые обладают высокой квалификацией в этом направлении, получают и достойную заработную плату. При этом есть определённого рода сохранившееся в обществе некое ощущение чисто рабочей специальности как второстепенной, даже там, где эти рабочие специальности, даже высокий разряд, дают высокую заработную плату, но тем не менее это воспринимается как все-таки что-то не очень престижное. Поэтому в своё время, как известно, считалось крайне важным получить образование юриста, менеджера. Более того, если мы посмотрим данные по специальному образованию, тому, что раньше называлось техникумом, то по-прежнему там на первых местах находятся юристы и менеджеры, то есть подготовка по ним по-прежнему бьёт рекорды, хотя все прекрасно понимают, что здесь давно возникло перепроизводство.

С точки зрения теоретической — да, люди с интересом относятся к тому, что было бы здорово им самим или детям иметь специальность по IT, но надо понимать, что такая специальность требует, во-первых, очень серьёзной многолетней учёбы и многолетней практики, с ней нарабатываются те знания, которые позволяют получить действительно достойный высокий доход. И очень трудно судить, насколько люди, которые уже получили первое базовое образование, готовы потратить очень много своего свободного времени для того, чтобы сертифицироваться на IT.
А так, конечно, это престижная история с высокими доходами и работа в комфортабельных, вроде бы, вариантах удалённого доступа, то есть то, что у людей вызывает позитивное восприятие.

Разумеется, уровень зарплат и преференции — это и есть рецепт. Мы видим процесс перетока тех же самых учителей и врачей без изменения их базовой квалификации просто из госсектора в частный сектор, то есть учителей — в репетиторы, врачей — в частные клиники.
Это означает, что востребованность на рынке труда по этим категориям специальностей есть. Но что касается профильных специалистов, то вряд ли, например, есть большой дефицит учителей географии, а вот по математике, по той категории знаний, которая идёт по ЕГЭ, или по иностранным языкам мы видим, что предложения по репетиторам очень широкие. Аналогичные истории и по врачам: количество частных клиник держится на стабильно высоком уровне и сдерживается исключительно платёжеспособностью населения.

Поэтому, конечно, нормальные заработные платы должны быть, которые позволили бы закрыть вакансии. Мурашко заявлял, что недостаток врачей в государственной системе 25 тыс. человек, а в среднем медицинского персонала — порядка 50 тыс. человек. Это означает, что эти заработные платы не являются привлекательными, и государство должно их повышать.
Мы видим, что, оказывается, есть направление, на которое государству денег совсем не жалко, и которое сегодня у нас является базовой статьёй бюджета. Только это направление не связано с тем, чтобы кого-то лечить, учить или что-то строить — это противоположное направление. Поэтому это вопрос приоритетов. Деньги есть. Просто они направляются на диаметрально противоположные цели.