Население России дрейфует в западные и южные регионы, где оседает в мегаполисах. Такие выводы сделаны в исследовании "Внутренняя миграция в России в 2010-е гг. — макрорегиональные особенности", опубликованном в журнале "Демографическое обозрение".
Автор Никита Мкртчян из Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС посчитал, что в 2011-2020 гг. переток населения в Центральный ФО составил 1,1 млн человек с автовозвратом, а без него — 1,7 млн. (Автовозврат — понятие, означающее, что по окончании срока регистрации по месту пребывания люди автоматически возвращаются к месту постоянного жительства, т.е. в обратном направлении; далее все цифры приводятся как средние — с автовозвратом и без). Приток населения в Северо-Западный ФО составил около 500 тыс., а в Южный ФО — более 200 тыс.
При этом отток населения с Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока был более 400 тыс. из каждого федерального округа. Самый большой отток населения из Поволжья — более 700 тыс. Западный дрейф из трех округов Азиатской части России превысил за 10 лет миллион человек.
Характерная особенность: чем ближе на запад макрорегион, тем больший удельный вес занимает переток населения из него в Центральный ФО. Так, из Поволжья около трех четвертей населения переезжают в Центр и менее 10% — на Юг. Из Сибири — около половины в Центр, а примерно по четверти — на Юг и Северо-Запад. С Дальнего Востока распределение еще более равномерное. Такая миграция, видимо, объясняется тем, что для отдаленных регионов "котируется" переезд в любой регион на западе или юге России, в то время как жители Поволжья стремятся именно в Центр — вероятно, в Московскую агломерацию.
Отток населения с территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей — второе, столь же значимое, как и западный дрейф, направление межрегионального перетока населения в России на макроуровне. Его масштаб в 2010-е гг. составил около 800 тыс. Иными словами, ежегодно до 100 тыс. человек покидали Север. Правда, этот отток населения в значительной мере содержится в западном дрейфе, так как многие территории Азиатской России являются Севером или приравнены к нему.
Если рассматривать отток населения с Севера отдельно, то с Европейского Севера он составил почти 300 тыс., а с севера Азии — почти 500 тыс. за 10 лет. Север Азии (Урала, Сибири и Дальнего Востока) "ответственен" менее чем за треть западного дрейфа. Но с учетом того что не него приходится всего 17% населения трех азиатских федеральных округов, одна треть — это большая величина. Люди бегут с Азиатского Севера в поисках лучшей жизни в более теплые и комфортные западные и южные регионы.
Обращает на себя внимание, что с Европейского Севера основная часть перетока населения была в Северо-Западный ФО, т.е. в Петербургскую агломерацию. С Севера Азии же расселялись более равномерно по регионам.
Миграционный отток населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при этом снижается. Если в 2013 году он достиг 100 тыс., то в 2019-м уменьшился до 50 тыс. Но процесс все равно продолжается. Причины этого снижения нуждаются в отдельном исследовании, считает автор.
Интересно, что Центр даже немного теряет население за счет миграции с Северо-Западом, хотя с лихвой компенсирует отток за счет положительного баланса миграции с остальными округами Это связано с тем, что во всем Центральном ФО практически нет территорий устойчивого миграционного прироста (кроме Воронежской и Белгородской областей).
Крупнейшими же центрами притяжения населения в России являются агломерации Москвы и Санкт-Петербурга, которые, как планеты-гиганты, обеспечивают миграционную гравитацию своих округов. За 10 лет в них переселились почти 2 млн и 1 млн россиян соответственно. Санкт-Петербургская агломерация растет за счет миграции из других частей страны даже быстрее, чем Московская. Интенсивность миграционного прироста двух крупнейших агломераций более чем вдвое выше, чем агломераций всех других российских городов с населением 250 тыс. человек и более.
Как отмечается в заключении, непропорционально большая доля нового жилья (по Росстату, 35% от всей страны в 2022 году) продолжает строиться в агломерациях Москвы и Санкт-Петербурга и в Краснодарском крае. По сравнению с 2012 годом (27%) доля этих регионов во вводе жилья увеличилась, в то время как на Дальнем Востоке — только 3,5% при доле населения 5,5%. И все это на фоне постоянных признаний и сетований о сильной концентрации населения в крупнейших мегаполисах.
Многие эксперты выражают обеспокоенность чрезмерной концентрацией населения в мегаполисах, так как другие регионы обезлюживаются. Это чревато долгосрочными проблемами с контролем над территорией страны. При этом, в России действует Стратегия пространственного развития на период до 2025 года, которую в 2019 году резко раскритиковала Общественная палата РФ за порочность главной идеи — концентрировать население в мегаполисах, а на малые города и сельскую местность, по сути, махнуть рукой.