Аналитика


Новая система вместо Болонской: больше цифровизации и меньше ответственности государства
Образование | В России

Укрупнение групп специальностей и более выраженная гибкость образовательных программ — вот что мы получаем вместо Болонской системы. Замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев сообщил, что с 1 сентября 2025 года в российских вузах внедрят новую систему высшего образования. К тому времени подготовят и новые образовательные стандарты, хотя педагоги и учащиеся устали и от постоянно меняющихся старых. Главный лейтмотив реформы — цифровизация, подача документов на поступление через Госуслуги, внедрение социальных рейтингов и электронных зачеток. В остальном очертания пост-болонской системы остаются смутными. Что удалось узнать — рассказываем в материале Накануне.RU.

В мае 2022 года Минобрнауки заявило об отказе от Болонской системы. Причина была простая — российские вузы просто исключили из Болонского процесса, но никто особо не расстроился, так как весь процесс в последние годы вызывал больше вопросов и критики, чем одобрения. Эксперты начали бурное обсуждение — на какую систему перейдет российское высшее образование. Изначально Минобрнауки поддерживало идею уйти от обучения в магистратуре с непрофильным бакалавриатом. Что ж, неуверенные надежды, что мы вернемся к тому, что считается "советским стандартом" — и это касается не только возвращения специалитета, — так и не сбылись.

Главное, что известно на данный момент, это то, что новые образовательные стандарты, в отличие от действующих, разработают не для отдельных направлений, а для укрупненных групп специальностей.

В новой системе высшего образования будет три ступени — базовое высшее образование, специализированное и аспирантура. Есть хорошие новости — от бакалавриата решено отказаться, но есть и плохие — от специалитета тоже. Вместо них появится "базовое образование" от 4 до 6 лет. Аспирантура будет выделена в отдельный уровень, где станут готовить научные и научно-практические кадры. Специализация — только для тех, кто закончил основное и хочет углубить знания, для этих целей — магистратура, ординатура или ассистентура-стажировка.

Еще одно нововведение связано с цифровизацией при поступлении, рассказывает декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Гульнара Ручкина:

"Этот год приема уже реализовывался с помощью сервиса Госуслуг, поэтому для нас не стало новостью. Но есть много вопросов, связанных с тем, насколько этот механизм разработан, как четко и отлажено он пройдет. Переход осуществляется достаточно плавный, потому что иные способы реализации приемных компаний тоже остаются. Меняются сроки приема на бюджет и на платное отделение, в отношении дополнительного приема тоже не привязываются необходимостью документов в бумажном формате".

Студенты(2022)|Фото: "Мегионнефтегаз"

У представителей вузов есть только вопросы к техническому оснащению рывка в цифровое будущее — будет ли отлаженно работать портал Госуслуг, сможет ли он выдержать напор абитуриентов? Анонсируется, что вузы будут ежечасно выкладывать списки зачисления, смогут ли сами вузы справиться с такой нагрузкой? "Всех ли получится ежечасно мониторить? Система должна быть подготовлена очень четко, она должна быть удобна для абитуриентов", — говорит Гульнара Ручкина.

Омбудсмен в сфере образования Амет Володарский считает, что каждый вуз мог бы создать себе отдельное приложение для поступающих.

"Безусловно, для нас не является новостью то, что именно таким образом будет реализовываться приемная кампания. Вопрос, насколько цифровые возможности могут сегодня использовать вузы. Но внедрять технологии нужно. Мы с ребятами-бауманцами разработали систему электронной зачетки, сейчас каждый уважающий себя вуз мог бы сделать приложение для абитуриентов, где в режиме онлайн можно было бы видеть всю информацию, поступил ты или не поступил, с с какими баллами и на какие направления", — говорит эксперт.

Вузы могут позволить себе сделать отдельную программу с уведомлениями, чтобы никто не сидел, не ждал, это сделать легко и недорого, считает Володарский.

медицинская конференция, студентки(2023)|Фото: пресс-служба фонда святой Екатерины

Что касается укрупненных групп специальностей, то эксперт соглашается, что в этом есть определенная логика, якобы сейчас сами абитуриенты не понимают, каким образом и куда поступить. А если будут укрупненные группы специальностей — ясности станет больше. Грубо говоря, понятно, куда ты идешь — юриспруденция это или экономика. Абитуриенты смогут составить "сквозной" список приоритетных для себя направлений, который можно будет менять раз в сутки прямо в ходе приемной кампании с целью выискать себе бюджетное место. Минобрнауки предлагает абитуриентам при подаче документов сформировать "сквозной рейтинг" из 25 сочетаний вуз+направление.

Также министр Фальков обещал дать вузам большую свободу, в том числе по определению сроков обучения. Вопреки ожиданиям, что государство возьмет на себя большую ответственность в области образования, оказывается, что политика разворачивается в сторону реализации вузами собственных программ, собственных аудитов и самостоятельных аккредитаций.

"Не все вузы сейчас готовы к тому, чтобы академическую свободу реализовывать. Больше тех, кто смотрит на других, ждут, пока выпустят методички, не понимают, где это делать. Опять-таки государственный суперсервис, который был как пилот в этом году — не все вузы понимали, каким образом работать, каким образом подключились те, кто не хотел изменений, кто не вводил цифровизацию, не учил цифровым компетенциям преподавателей, те и дальше не захотят меняться", — говорит Гульнара Ручкина.

Но как изменятся стандарты, пока неясно, Амет Володарский призывает — хватит менять стандарты. И вообще, вузам нужно разрешать создавать их самим:

"Сколько бы ни менялись стандарты, они идут сверху, от чиновников. Чиновники собирают некий пул людей и решают, как вузу медицинскому, инженерному или другому работать. Это даже не вчерашний и не позавчерашний день. Как бы мы эти стандарты ни называли — 4+ или 4++ — они уже всем надоели. Вузам надо дать возможность создавать собственные стандарты, они должны контролироваться и создаваться вместе с общественно-профессиональным сообществом".

Эксперт негативно оценивает практику проверок Рособнадзора, который закрыл более полутора тысяч вузов разной направленности. Именно огромное количество проверок и правил не позволяют бизнесу войти в сферу образования на полных правах.

"Вуз находится в рамках государственных стандартов, шаг влево, шаг вправо — это отъем аккредитации, когда в вуз стучится Рособрнадзор, люди открывают валерьянку. То, что в свое время сделал Рособрнадзор, ни одному врагу не снилось, закрыто более полутора тысяч вузов, направлений специальности. Они даже боятся подавать на лицензирование на новые специальности, потому что нам сложно было объяснить Рособрнадзору, почему лингвист и информатика это сочетающиеся вещи. У нас был президент Дмитрий Медведев, который на всю страну, на весь мир, говорил о том, что — а зачем в инязе юридический факультет? Потому, что надо готовить переводчиков-финансистов, переводчиков юристов, и это могут сделать только такие кафедры, потому что юридический перевод — это совсем не то же самое, что синхронный перевод. Начали закрывать вузы. И мне кажется, что мы просто ходим по кругу", — считает Володарский.

Студенты УГМУ(2022)|Фото: Накануне.RU

По поводу новой системы существовали диаметрально разные ожидания — одни мечтали вернуться к советской системе и увидеть большую вовлеченность государства в дело столь важное, как образование, и говорили о насущных вещах, таких, как повышение заработных плат для преподавателей, что само по себе поднимает их статус и авторитетность, как исключение дополнительных нагрузок в виде заполнения отчетов и переписывания стандартов. Основная критика у такой публики лилась и в сторону бакалавриата, создавшего целое поколение выпускников с уровнем знаний "хуже ПТУ-шного". Но, оказывается, были те, кто хотел видеть, при меньшей ответственности государства, больше коммерческих вузов, более общих специализаций, которые включают в себя несколько направлений, а также больше цифровизации, с которой тут же рука об руку пошло внедрение социального рейтинга для студентов по "китайскому образу и подобию".

Судя по всему, уже понятно, какой из подходов побеждает.



Елена Рычкова