Правительству предлагают задуматься о смягчении требований к имуществу и доходам семей с детьми до 17 лет, которые претендуют на получение единого пособия. В заключении комитета говорится, что в 2022 году около 61% отказов от выплаты единого пособия произошли из-за непрохождения имущественного и доходного ценза. Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина в беседе с Накануне.RU указала на основные причины, из которых были сделаны неутешительные выводы и для демографии, и для института семьи, и для Национальной программы по снижению бедности — по всем векторам ударил тот самый ценз на получение пособия:
— Хорошая идея — выплата из федерального бюджета единого пособия — к великому сожалению, разбилась о камни, которые заложены и в самом базовом законе Правительством, и в постановлении о механизме о его реализации. Я напомню, что базовый закон, в котором определяется замена шести видов пособий одним единым видом пособия, предполагает определенные критерии.
Главный критерий заключается в том, что право на получение этого пособия имеют семьи в том случае, если доход на одного члена семьи не превышает одного прожиточного минимума. Этот критерий вывел из числа получателей большое число семей, потому что даже небольшое превышение одного прожиточного минимума в субъекте лишает семью права на получение этого пособия. Причем такое повышение мизерное — как в 200 руб., в 300 руб., ну, а тысяча рублей — это вообще непозволительная роскошь. Но, предположим, прожиточный минимум в 16 тыс. руб., живет мама с ребенком. Если доход мамы 33 тыс. руб. — то они лишаются выплаты пособия.
И второй критерий — имущественный. Недвижимое имущество, это новелла, которая заложена в постановлении Правительства от декабря 2022 года, предполагается, что семьи, которые имеют земельные участки, семьи, которые имеют не одну, а две квартиры, одна из которых, предположим, досталась по наследству, независимо от количества детей в этих семьях. Семьи, которые имеют превышение квадратов в расчете больше 24 квадратных метров на одного члена семьи, тоже лишаются возможности на получение пособия.
Кричащий пример — это история с семьей Кириченко в Свердловской области, у которых 12 детей и земельный участок в 25 соток, который имеет семья, старый, заброшенный земельный пай. И меценат дарит им дом загородный на участке размером 14 соток, так вот по причине того, что два земельных участка есть, доход семьи 50 тыс. руб. — но это на 12 детей. Семья благополучная, не маргиналы, дети успешные. Но вот эту семью лишили права на получение пособия. Это как пример такого непродуманного подхода.
Наше предложение заключается в следующем — не один прожиточный минимум положить в основу критериев получения пособия. Потому что семьи осознанно пытаются попасть в категорию бедных, оформляя развод для того, чтобы уменьшить доходы на одного члена семьи. Куда-то переписывают имущество, на каких-то родственников, то есть искусственно вгоняют себя в эту категорию бедных. А у нас тоже есть госпрограмма, главная задача национального проекта — сокращение бедности.
То есть задачу — сократить количество бедных — это пособие не решило, более того, оно ударило по институту семьи, потому что в регионах с традиционно высокой рождаемостью, с высокой культурой сохранения крепкой многодетной семьи, в кавказских регионах процент по разводам просто зашкаливает. Понятно, что разводы носят искусственный характер, но ведь это отражается в нашей статистике и приводит к нехорошим выводам. Поэтому, вывод здесь один: надо на ходу менять вступивший в силу закон, и мы знаем, как это можно сделать.