В России в последнее время нарастает угрожающая ситуация с мигрантами — об этом говорят не только случаи разбоев в разных городах, которые еще и публикуются самими преступниками в сети, но и усиление иерархической вертикали в таких сообществах. С середины октября Самара гремит в СМИ драками и потасовками между местными жителями и иностранцами, в том числе и несовершеннолетними, которые нападают, преследуют подростков, ведут себя вызывающе. Когда же дошло до оскорблений в адрес губернатора, да еще и угроз "сексуального характера", хотя записывающим это видео братьям всего 9 и 12 лет — вот тогда о Самаре заговорили широко.
Губернатор Дмитрий Азаров заявил, что будут приняты все необходимые меры и виновные ответят по закону, однако председатель комитета Государственной думы по информационной политике Александр Хинштейн посчитал, что этого мало, ведь это не решает проблемы и подобные случаи будут появляться снова, пока власти замалчивают "миграционный беспредел в регионе, пряча голову в песок".
Нечто подобное происходило и в Санкт-Петербурге, где мигранты нападали на прохожих, снимали это на видео и выкладывали в соцсети. В одном таком телеграм-канале, как было заявлено задержанным его администратором, делалось это просто ради хайпа. Но как только за них взялись на самом верху, то уже "отмазать" нарушителей порядка не получилось. И в этом кроется другая, более глубинная проблема — создание анклавов, о которых накануне заявил глава комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин.
Парламентарий уверен, что если бы правоохранительные органы занимались этим вопросом жестко, то проблему можно было бы если не искоренить полностью, то хотя бы держать под контролем. А пока, по словам Семигина, этнические анклавы представляют собой наибольшую опасность, так как всеми процессами там руководят кланы, выстраиваются иерархии и, по сути, образуется как бы небольшое "государство в государстве".
"Кто приглашает этих мигрантов сюда? Кто отвечает за их работу, товарищи работодатели? Где регистрируются эти люди? Почему на одном квадратном метре сто человек? Где они живут? Почему сложилась такая ситуация, когда они стали впервые за многие годы формировать вертикаль своей иерархии?" — обозначил общие вопросы депутат.
Он также отметил, что по разным данным в стране сейчас трудятся от 6 до 12 млн человек, а это, во-первых, огромный разброс в цифрах, а во-вторых, опять же, по разным данным от 250 тыс. до 450 тыс. детей иностранцев, переехавших в Россию, просто не ходят в школу, что тоже влияет на рост преступности.
Решить этот вопрос Геннадий Семигин предлагает созданием новой концепцией национальной политики, так как текущая концепция "ни о чем": необходимо ужесточить правила получения гражданства, определить необходимое экономике количество иностранной рабочей силы, а также включить в концепцию блоки по воспитанию, языку, образованию, религии и культуре.
Но, как считают эксперты, не в одной только концепции дело — проблема назрела давно, и подобные случаи возникали и 10, и 15 лет назад, просто сейчас они с новой силой выходят на первые полосы СМИ. А новая волна вызвана рядом причин, основную же роль может играть дефицит сотрудников правоохранительных структур, который после прирастания новыми регионами лишь увеличился. Во-вторых, это курс рубля — обесцененный рубль обесценил и работу мигрантов, которым на родину приходится отправлять меньше или работать больше.
"С другой стороны, у некоторых россиян есть работа, есть некий бюджетный импульс, куда направлены деньги, а где-то с работой стало не так хорошо. Кроме того, все живут в условиях явно растущей инфляции", — объясняет заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН, профессор департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Александрова.
Эксперт напоминает, что и проблема нарушения порядка, и в целом такая анклавизация, судя по социологии, давно беспокоит социум, но, если сравнивать общество с самодостаточным организмом, то какое-то время раздражители подавляются "здоровым иммунитетом", если же организм постоянно находится в стрессе, то все болезни выходят наружу. Ольга Александрова уверена, что это говорит о нерациональной, непродуманной в долгосрочном плане политике, связанной с рынком труда, которая проводилась все эти 30 лет:
"Это было связано и с тем, как менялась структура экономики — происходило ее упрощение. А если это упрощение, то легче завезти более дешевую рабочую силу, неквалифицированную, да еще и бесправную, которой можно взять и не заплатить, как это бывало".
И до сих пор власти демонстрируют такое отношение — как-нибудь "само рассосется". Вместо того, чтобы обеспечивать исполнение действующего законодательства, воспитывать людей, которые сюда приезжают, обеспечивать их работой, заниматься культурной адаптацией, сделать так, чтобы работодатель отвечал за их поведение — вместо этого люди бросаются на произвол судьбы, уверен депутат Госдумы Михаил Делягин. В результате такого подхода и появляются банды.
Как итог, эксперты сходятся во мнении, что ключевым в этом вопросе является все-таки не некая концепция национальной политики, а структура экономики, контроль со стороны властей и пресечение коррупции. Последнее можно выделить особо, ведь не на пустом месте возникал такой монопольный контроль этнических групп над теми или иными отраслями и сферами деятельности. Для этого питательной средой является коррупция.
"Кто у нас будет править Россией? Избираемый народом России президент или совокупность тех или иных диаспор? В некоторых регионах, вроде Самарской области, такое ощущение, что власть уже принадлежит диаспорам, просто они не могут пока еще договориться между собой, какая будет главная", — говорит Михаил Делягин в беседе с Накануне.RU.
К тому же, уверен эксперт, если не завозить дешевую рабочую силу, то придется повышать зарплаты местным специалистам, повышать их статус, привлекательность тех или иных сфер деятельности, а с этим уже давно проблемы, что видно по образованию, медицине, промышленности.
"И вообще у нашего государства, у нашего бизнеса очень короткий горизонт планирования. Сейчас надо что-то решить, сейчас удобно иметь дешевую бесправную рабочую силу — сейчас это и делают. И не думают о том, что будет на следующем шаге. Как у людей бывает — после серьезного заболевания люди начинают хотя бы зарядку делать — хочется думать, что и государство в этой части возьмется за голову", — резюмирует Ольга Александрова.