Минпросвещения, Минтруд и Минтранс собираются до 1 февраля разработать меры по целевому обучению водителей общественного транспорта и упростить переподготовку и для водителей-мигрантов, потому что в России сложилась весьма удручающая ситуация с количеством водителей. Дефицит в отрасли общественного транспорта достиг в регионах 30%, где-то не хватает до половины работников сферы, простаивают автобусы, не выходят на линию рейсы, профильным предприятиям не хватает кадров. Так, например, в Саратове сейчас на линию не выходит каждый четвертый автобус, а в Екатеринбурге для нормального функционирования общественного транспорта не хватает более трех тысяч работников Гортранса. Чем для нас чревата проблема с дефицитом водителей? Подробнее — в материале Накануне.RU.
В России нехватка водителей в транспортной отрасли не исключение, а скорее правило, которое установилось во многих отраслях, где на фоне демографического кризиса образовался серьезный дефицит кадров. По крайней мере, эксперты видят проблему именно так. Сейчас наблюдается спрос на людей рабочих специальностей в промышленности, сварщиков и токарей, а не только водителей. Конечно, можно было бы предположить, что брешь в системе транспорта пробили маленькие зарплаты. Но если посмотреть по фактам — в Москве предлагается для водителей автобусов зарплата от 80 до 130 тыс. руб. В регионах также часто оплата труда превышает среднюю "температуру по больнице", говорит первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев. Но сегодня с развитием системы грузоперевозок, водители охотнее соглашаются садиться за баранку большегрузов, и от этого возникает естественный отток из городской среды.
"Вот взяли Саратов посмотрели — 73 тыс. средняя зарплата водителя автобуса, при том, что средняя зарплата в Саратовской области 49,9 тыс., а в самом городе Саратове 67 тыс. Опять же выше средней зарплата. Ростов-на-Дону: средняя зарплата водителей около 100 тыс., средняя зарплата в городе 55 тыс. То есть в отрасли у нас серьезные, приличные зарплаты. Гораздо выше среднего. Почему люди не идут на водителей автобуса? Есть ответ — потому что зарплата большегрузных перевозчиков, кто занимается дальнобоем, — 150-200 тыс. руб. В два, а то и в три раза выше, чем в городском автобусном транспорте. А квалификация людей та же самая, ну, конечно, люди пойдут туда", — говорит Гусев.
Повысить в два раза зарплаты для водителей городского автотранспорта, к сожалению, не получится, говорит Гусев. А переток, по его мнению, происходит в рамках одной профессии. Как вариант, если нельзя увеличить зарплату, можно укрепить социальные гарантии тех, кто работает в автобусном транспорте — отпуска, страховки. Но, по мнению директора Института транспортного планирования Михаила Якимова, водителей автобусов столько же, сколько и водителей грузовых автомобилей.
"По разным оценкам, грузавтотранс делал оценки — около 3,5 млн человек. Всего зарегистрировано в ГИБДД автобусов, то есть, тех транспортных средств категории Д — где-то около 900 тыс. И, вот, поднадзорных субъектов, тех, которые занимаются перевозочной деятельностью, имеет соответствующие лицензии примерно в два раза меньше. И если проводить параллель с грузовыми перевозками, то примерно, наверное, около 3 млн людей, обладающих водительским удостоверением, и в принципе тех, кто работает, их около 800-900 тыс. — столько же, сколько и зарегистрировано транспортных средств в этой категории", — говорит Якимов.
Потому со стороны надзорных органов проблемы с дефицитом кадров не видится. Но многие жалуются на то, что сейчас мало автошкол, а те, которые есть, — плохо готовят. В частности, когда речь идет про водителей автобусов и троллейбусов.
"Довольно мало учебных комбинатов, они расположены только в крупных центрах, которые всегда готовили водителей троллейбусов — Чебоксары, Йошкар Ола, Симферополь. Оттуда, действительно, происходит переток в другие регионы. Я думаю, что такая ситуация в целом в экономике — не хватает и работников библиотек, и сотрудников на почте. Просто проблема с городским транспортом касается каждого и у всех на виду. Что касается зарплаты, то ведь оплата труда — это сочетание объемов предлагаемой заработной платы и работы, количества действующих лицензий, то есть такое субъективное восприятие. Если коротко, то я большой проблемы здесь не вижу", — говорит Якимов.
Да, сегодня проблема с дефицитом водителей стоит не так остро, соглашается вице-президент "Национального автомобильного союза" Ян Хайцеэр, но ее острота будет прогрессировать, так как мы находимся в периоде демографического спада, а водители, которые выезжают сегодня на рейсы, стареют, уходят из отрасли, новые же не приходят. Есть претензии и к профтехобразованию, которое раньше работало на ура, тем более, что многие из колледжей теперь еще и платные — проблема для сферы. В какой-то момент вся система профобразования была нарушена, мы потеряли прошлое качественное советское образование, говорит эксперт, тогда трудились над созданием рабочих специальностей, сегодня — пожинаем плоды того, что перестали это делать. А учитывая нагрузку работы и ответственность водителя пассажирского транспорта — зарплата отнюдь не топовая. Выход из ситуации — беспилотный транспорт.
"В ближайшей перспективе, количество водителей может еще снизиться, потому что уже не за горами беспилотный транспорт. Я говорю сейчас не о будущем, а о настоящем, сегодня мы видим беспилотные такси, работу с дальнобойной перевозкой, где полностью идет освоение беспилотных режимов работы, сельскохозяйственная техника тоже становится беспилотной. Возможно будут задействованы автобусы и если в отрасли будет продолжаться спад, а он, скорее всего, будет по объективным причинам продолжаться, то все-таки то направление беспилотное, которое сегодня существует, это не далекое будущее, а весьма близкое настоящее, я могу предположить, что где-нибудь к 2033-2035 году, как минимум 30% транспорта станет беспилотным, в том числе и автобусы", — говорит Ян Хайцеэр.