В России не хватает учителей математики, русского и иностранных языков, по крайней мере, такой вывод после опроса в сфере образования сделало издание РБК. Всего в исследовании участвовали 85 регионов, после анализа половины наиболее востребованы специалисты именно по этим предметам. О дефиците учителей математики сообщили 35 регионов, или 88% от числа давших ответы, русского языка — 31 (78%), английского и других иностранных языков — 29 (73%), литературы — 24 (60%), начальных классов — 21 (53%), физики — 13 (33%). В чем причина нехватки кадров и к чему это может привести — в материале Накануне.RU.
На сегодня в России примерно 1,25 млн учителей, средняя нагрузка учителя примерно 1,8 ставки по России, если бы все учителя работали только на одну ставку, не хватало бы около миллиона педагогов. Если бы они работали примерно на 1,5 ставки или более, то по оценкам специального центра РАНХиГС, стране не хватает примерно 250 тыс. школьных преподавателей. При этом все больше и больше учителей работают на две ставки и более, говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.
"Как школьный учитель по первой специальности, я убежден, что избежать снижения качества образования и эмоционального выгорания в такой ситуации невозможно. Неслучайно в советский период была выработана ставка учителя 18 уроков в неделю. При этой ставке рабочая неделя учителя должна была составлять около 40 часов, поскольку ему нужно готовится к урокам, это самая сложная часть учительской работы, работать с детьми, заполнять документацию и так далее. То есть на каждый час времени урока приходится более часа времени, связанного с подготовкой, воспитательной работой. Нынешняя же напряженность учительского труда совершенно не соответствуют заработной плате", — говорит Олег Смолин.
В октябре премьер-министр Михаил Мишустин отчитался, что в 2023 году педагогические вузы приняли на 100 тысяч абитуриентов больше. Хорошая новость, особенно учитывая, что 2023 года был объявлен Годом педагога и наставника. Почему же тогда в регионах все острее ощущают нехватку кадров? Причина в том, что молодые преподаватели не спешат устраиваться на работу в школу, даже после получения диплома. Единственное, что не дает образованию потонуть сегодня — совместительство и привлечение учителей-пенсионеров.
Но и тем, и другим приходится перерабатывать.
"Действительно, проблема существует, учителей русского и математики нет. Допустим, у нас в школе, где я работаю, учителя математики ведут по две ставки, и это вполне такая обыденность. То есть даже в регионах, в сельских школах, где за часы боролись, дрались, учителя ругались, а сейчас учителя русского, математики перегружены. Даже сейчас учителя начальных классов ведут математику и русский. В школе у нас математику шестому классу преподавал учитель начальных классов. Учитель русского и математики работает за двоих, то есть на две ставки, это обыденность сейчас", — говорит член совета профсоюза "Учитель" Дмитрий Казаков.
Дефицит кадров наблюдается во многих отраслях, и первое решение, которое приходит на ум — это повышение зарплаты. Казалось бы, педагогам давно повысили оплату труда. Но есть нюансы. Как говорит Дмитрий Казаков — дело не в одной зарплате, хотя и здесь не все слава богу. Профсоюз "Учитель" проводил исследование, и оказалось, что в большинстве регионов Российской Федерации ставка педагога меньше, чем МРОТ, и для того, чтобы получать "среднюю" зарплату, нужно брать минимум две ставки или хотя бы полторы.
"У меня полторы ставки классное руководство и вышло 40 тыс. руб. Много или мало это? С такой нагрузкой это мало. Плюс зачем нам идти работать за двоих, чтобы зарплату за одного получать? Как говорится, на ставку есть нечего, а если работаешь на две — некогда. Тут, конечно, не только зарплата, это адские условия труда для учителей, загруженность огромная всякими акциями, реформы от образования, которые идут постоянно и не прекращаются, и это тоже не добавляет оптимизма, не стоит забывать про огромное количество конкурсов и дополнительных обязанностей, которые ложатся на плечи учителя. То депутатам придет в голову — а давайте запретим телефоны на уроках — они и так запрещены СанПином, но давайте еще раз запретим", — рассказывает Дмитрий Казаков.
Выход совершенно очевиден, считает депутат Олег Смолин — учитель должен получать заработную плату выше средней по региону при работе на одну ставку, а не на 1,8 и не на две ставки, как сейчас. Сейчас в ГД находится законопроект, который предполагает, что учитель должен получать заработную плату не ниже средней по региону и не ниже средней по стране, чтобы уменьшить неравенство при работе на одну ставку.
"Это требует, конечно, финансовых вливаний в образование, но я хочу напомнить, что сейчас финансирование образования в России составляет чуть более 3,5% от ВВП, даже когда Алексей Кудрин был руководителем Счетной палаты, предлагал увеличить финансирование примерно на триллион рублей, что позволило бы реализовать не только наш законопроект, но и кое-что еще. Вообще-то мировая практика показывает, что успешную модернизацию произвели те страны, которые затрачивали на образование примерно 7% от ВВП. То есть по-хорошему расходы на образование поэтапно надо увеличивать вдвое", — говорит Смолин.
Есть и момент психологического выгорания учителей не только от груза прямых обязанностей. Любая инициатива законодателей — дело учителя, потому он и является предметом недовольства родителей, что осложняет отношения.
"Власть еще любит поддерживать напряжение между учителями и родителями, то есть когда есть проблемы в образовании, виноваты не система, не министры просвещения, не политики и чиновники, а сразу конкретные учителя. Мол, давайте на них все это будем перекладывать, всякие жалобы принимать, нормальный человек в здравом уме на такую работу не пойдет", — говорит Казаков.
Когда в России возникает дефицит водителей, надежды обращаются к новым беспилотным технологиям. Неужели та самая цифровизация и удаленка — это тоже своего рода "беспилотное" образование, которое неминуемо нас ждет, если количество учителей не увеличится? И президент России, и министр просвещения неоднократно заявляли, что они не собираются вытеснять учителя цифровыми технологиями и искусственным интеллектом, но в ряде регионов, в сельских школах, где учителей нет в принципе, похоже, "говорящая голова" в "Зуме" — единственный выход для того, чтобы дать ребенку образование?
"Но повторю еще раз: понятно, что живое образование, с живым учителем, который может использовать при необходимости и цифровые технологии, — гораздо эффективнее, чем это будет просто "говорящая голова" в "Зуме" или в "Сферуме". Потому что контролировать детей в этой ситуации очень трудно, и влияние личности на личность несравненно ослабевает", — заключает Олег Смолин.