Цифровизация образования и внедрение искусственного интеллекта (ИИ) вызывают готовность преподавателей вузов следовать этим изменениям. Они согласны с тем, что ИИ будет определять наклонности студентов, подбирать им материал и направлять их учебный процесс. Такие результаты опроса опубликованы в новом выпуске журнала "Высшее образование в России".
Начальник Управления организации научно-исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина доктор педагогических наук Павел Сысоев выполнил исследование на основе опроса 426 преподавателей высшей школы из 18 вузов страны, включая МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбПУ Петра Великого. Так как преподаватели технических специальностей в большей степени осведомлены об ИИ и могут иметь некоторую предрасположенность к этому, то в качестве респондентов были взяты преподаватели по таким направлениям, как юриспруденция, экономика, педагогическое образование, лингвистика, филология, журналистика, социология, история. Возраст участников варьировался от 24 до 52 лет, то есть пенсионеры-"ретрограды" не участвовали.
Вопросы были разбиты на три блока и касались осведомленности, готовности и практики применения ИИ. Преподавателям предлагались утверждения, к которым надо было выразить свое отношение по шкале Лайкерта (1 — полностью не согласен, 2 — не согласен, 3 — нейтральное отношение, 4 — согласен, 5 — полностью согласен).
И в целом они выразили готовность подчиниться цифровизации. Так, к тому, что ИИ может разработать для обучающегося индивидуальную образовательную траекторию, отношение ровно нейтральное: согласных и несогласных поровну. А вот с тем, что ИИ может выявить личные и профессиональные интересы и потребности обучающихся с целью определения предметно-тематического содержания курса или может разработать индивидуальные задания в соответствии с интересами, потребностями и способностями обучающихся, согласных уже намного больше, чем несогласных: 50-60% против 20-30%.
Преподаватели почти полностью готовы отдать все в руки ИИ. Например, с тем, что ИИ может помочь преподавателю в разработке предметно-тематического содержания и календарного плана курса, согласны почти 80% (нет — 12%). Примерно такие же результаты в отношении того, что ИИ может помочь в планировании учебного занятия, подборке материалов по теме, разработке упражнений, тестов.
Большинство преподавателей за то, чтобы автоматизировать контроль и оценку усвоения обучающимися материала или выполнения заданий (51%). Против только 15%. Интересно, что означают эти ответы? Преподаватели готовы к тому, чтобы их заменить ИИ? Или они надеются, что это они будут управлять ИИ, а не наоборот?
На это указывает следующий ответ. Примерно 55% преподавателей уверены, что "ИИ-технологии позволят МНЕ создать благоприятные условия для выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории". Или: "ИИ-технологии позволят МНЕ создать оптимальные условия для изучения обучающимися преподаваемой мною дисциплины по индивидуальной траектории".
При этом более 80% принимают, что внедрение ИИ в образование потребует от них пересмотра сложившихся традиционных взглядов на организацию педагогического процесса обучения, ключевые подходы и методы, а они открыты к изменениям. 70% считают, что их доверие к использованию ИИ-технологий в образовании будет расти по мере его внедрения. В этом отношении преподаватели демонстрируют удивительную лояльность.
Даже в отношении полного доверия и готовности к безоговорочной (капитуляции?) подчиненности ИИ преподаватели поразительно аморфны. Так, с утверждением "я полностью доверяю ИИ в разработке программы курса, предметно-тематического содержания и календарно-тематического плана" согласны 27% (нет — 30%). Почти такие же результаты относительно полного доверия ИИ в разработке учебных и контрольно-оценочных средств. В решении организационных вопросов, связанных с учетом посещаемости, обратной связью и проверкой домашних заданий уже сегодня 57% готовы отдать это на откуп ИИ.
И только по одному вопросу преподаватели в целом еще не совсем готовы подчиниться. Это полное доверие и следование рекомендациям ИИ в отношении модернизации процесса обучения преподаваемой дисциплины, изменений в предметно-тематическом содержании, последовательности обучения конкретным темам. К этому готовы 21%, не готовы — 33%.
В настоящее время, судя по ответам, большинство преподавателей (60-80%) еще не используют ИИ в своей работе. Но их покорность не оставляет сомнений в том, что это быстро будет сделано, а высшее образование, как и образование в целом, будет заменено на "цифру". Видимо, настоящее живое образование станет уделом избранных или богатых. Только нужны ли будут в новых условиях сами преподаватели?
Как считает специалист в области ИИ, член Совета по правам человека при президенте РФ, президент компании "Крибрум" Игорь Ашманов, ИИ — это прежде всего снижение качества там, где его используют. Он внедряется не для повышения уровня чего-либо, а, напротив, для его снижения и экономии средств. Понимают ли преподаватели, что они будут вытесняться ИИ? Похоже, ответ на это уже получен.