Аналитика


Власти намерены заменить искусственным интеллектом учителя. А потом и детей?
Образование | В России

Намерение Минцифры передать проверку домашних заданий в школе искусственному интеллекту (ИИ), которое было озвучено в самом конце октября, вызвало резкую критику родителей, экспертов и даже политиков. Уже в 2024 году ведомство хочет, чтобы 50% домашних заданий (ДЗ) проверялось автоматически. Будто бы это разгрузит учителей и повысит качество образования. Почему люди возмущены?

На днях замглавы Минцифры РФ Олег Качанов сказал, что это станет одним из требований к информационным системам в образовании. После бурной общественной реакции в ведомстве заверили, что о переходе на проверку домашних заданий школьников ИИ речь пока не идет. И окончательное решение о применении ИИ якобы будет приниматься только совместно с экспертами, педагогами и родителями. Чего стоят эти "совместные обсуждения", хорошо известно: цифровизация продавливается так, как будто в России живут туземцы, с которыми можно не разговаривать, они все равно не поймут того счастья, которое им несут цивилизаторы-цифровизаторы. Итоги эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды так и не опубликованы, хотя это должно было быть сделано до 1 марта 2023 года (согласно постановлению Правительства 2020 года). На это просто "забили".

А в октябре премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение Правительства №2894-р об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования. Оно заменило прежнее распоряжение двухлетней давности и фактически ставит цель демонтировать очное обучение и перевести все в "цифру". Власти получат возможность чуть не в режиме онлайн следить за каждым школьником. Только что станет со школой, в которой через несколько лет у учеников и учителей должны появиться "цифровые помощники", а ИИ будет указывать, что им делать? Школа станет моделью "цифрового тоталитаризма"?

Примечательно, что никаких аргументов, кроме разгрузки учителей, приведено не было. Да и от чего их собираются разгрузить? От бюрократической отчетности? Как бы не так. Их собираются освободить от того, что составляет профессию учителя, — учить и проверять. А затем школу могут освободить и от учителя.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой сыронизировал, что школах надо внедрить еще программу, которая будет вместо школьников выполнять сами домашние задания, чтобы не возникло сложностей при считывании машиной букв, написанных детской рукой. Некоторые уже предположили, что так и будет: один ИИ будет делать за школьников задание, а другой ИИ — проверять ее за учителей.

4з класс в школе №1 в Екатеринбурге(2022)|Фото: Накануне.RU

"А если отложить шутки в сторону, то это принесет только вред. Не учителей разгрузят, а реальный уровень знаний учеников снизят. Педагог ведь проверяет уроки, в первую очередь, для того, чтобы откорректировать процесс обучения, уделить отстающим дополнительное внимание, сообщить родителям о проблемах в знаниях. И если внедрить эту систему, то контакт учитель-ученик будет утрачен автоматически", — написал он.

Против выступила зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Она призывает разгрузить учителей от бюрократизации, а не от проверки домашних заданий, которые являются одним из важнейших направлений работы с классом.

"Сферу образования ни в коем случае нельзя переводить в цифру! Ничто не заменит живое общение педагога с классом. Это убьет творческую компоненту в образовании, ЕГЭфицирует всю школу. Искусственный интеллект хорошо проверяет только тестовые задания. А формат теста существует для проверки знаний в ситуации, когда нет времени или желания по-настоящему проверять знания и способ мышления ребенка. Разве это наша цель? Спасибо, я такого своему ребенку и своей стране не хочу", — подчеркнула Лантратова.

Учитель русского языка и права, член профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий напоминает: педагог сам определяет формат выполнения и проверки домашних заданий. Видимо, у него планируют отнять это право, лишив его права выбирать, как учить и как проверять.

"Будем говорить прямо: у учителей должны отнять работу", — сказала недавно об этом опасении эксперт организации "Общественный уполномоченный по защите семьи" Анна Швабауэр, имея в виду план властей приставить к каждому учителя "цифрового помощника". Сначала приставить, а потом сократить?

Учитель истории школы № 1297 г. Москвы Виталий Редькин отмечает, что внедрение ИИ — это узаконивание безответственности за качество образования. Ведь если сегодня ошибется учитель, с него еще можно спросить, а если ошибется ИИ, то не ответит уже никто. И это не разгрузит учителей, как обещают чиновники, а только нагрузит другой работой. Об этом он и другие эксперты рассказали на радио "Звезда".

"Речь идет о том, что учителя разгружают для выполнения других обязанностей", — подчеркнул он (интересно, каких; об этом, видимо, скажут позже, — прим. Накануне.RU).

При этом ни с кем из знакомых ему коллег этот вопрос никто не обсуждал. Учителей вообще не спрашивают. А дети, вопреки распространенному мнению, хотя и активно пользуются "цифрой", очень нуждаются в учителях и наставниках.

"Они очень нуждаются в том, чтобы у них был какой-то авторитет, они тянутся к таким учителям. А если все умения учителя сводятся к тому, чтобы нажать кнопку, включить презентацию, потом запустить тест, то такой учитель авторитетом для них не будет, дети пойдут к кому-то другому", — говорит Редькин.

Как отметил эксперт "Сколтеха" по вопросам международного регулирования ИИ и сквозных технологий, лидер общественно-политического движения "Объединение родителей" Юрий Линдре, делегирование полномочий по проверке обучения детей ведет в конечном итоге к деградации обучения. Так, опыт США показывает, что водители, которые передоверяют управление автомобилем ИИ, только чаще попадают в ДТП. То есть вместо повышения качества управления происходит его снижение, потому что водители просто разучиваются водить машину.

Внедрение же новых технологий должно быть обосновано и доказано длительными экспериментами. Нужно доказать надежность, безопасность и ее прозрачность. То есть человек должен понимать, как именно алгоритм пришел к решению. Если этого нет, то все рушится.

"Мне бы хотелось посмотреть при разработке этого алгоритма по проверке ДЗ, насколько программисты следовали этим принципам, какую они получили сертификацию, какие тесты были, какая была выборка тестировщиков, какая была обратная связь, и вообще нужно посмотреть всю документацию. Вот вы сядете в машину к человеку, у которого нет водительских прав? То же самое здесь. Какая была процедура стандартизации и сертификации?" — спрашивает Линдре.

коллаж, школьник, цифровизация(2021)|Фото: Накануне.RU

Он рассказал, что на Западе возникла и активно развивается концепция доверенного ИИ. Ключевым ее элементом является такой принцип: технологии ИИ нужно развивать и внедрять только в том случае, если не существует качественного аналога не из сферы ИИ. То, что работает, не нужно менять. В чем смысл менять работающую систему?

Председатель Союза родительских организаций Александра Машкова-Благих рассказала, что многие родители в шоке. Ведь проверка ДЗ - это не просто проверка, а контакт с учителем. Только учитель может знать индивидуальные особенности ученика.

"Это настолько подрыв доверия между учителем и учеником, что ничего более страшного нельзя и представить. Детей лишают возможности получить человеческое участие. Проверку ДЗ отдают ИИ, а учителей загружают чем? Вечером сообщить, что надо принести справки, зарегистрировать в каких-то соцсетях. Я, как родитель на семейном образовании, в шоке от перехода на него родителей, которые отлично относились к школе и никогда не планировали быть на СО. Покажите мне школу, где дети стали учиться лучше от проверки ДЗ машиной. Где эти счастливые дети и учителя?" — возмущается Машкова-Благих.

Пожалуй, одну из важнейших сторон замены обучения "цифрой" подметил председатель Межрегиональной общественной организации "За права семьи" Павел Парфентьев. Он сказал, что тем самым власти просто легализуют падение качества образования и нехватку учителей.

"Мы вроде бы разгрузим учителей, но тем самым прочно зафиксируем сложившуюся упадочную ситуацию в образовании, как бы говоря, что у нас никогда не будет достаточного количества хороших учителей и нормальных условий для их работы", — уверен Парфентьев.

Не об этом ли прямо сказал министр "цифры" Максут Шадаев в 2021 году в Госдуме?

"У нас много малокомплектных школ, не хватает учителей... Огромное количество сельских школ не обеспечено учителями, здесь миллиарды не помогут. Таких денег нет. Чтобы привести учителей в сельские школы, дать им жилье и полный комплект учебных пособий, таких возможностей у нас нет", — сказал чиновник, оправдывая цифровизацию школы.

То есть денег на учителей и настоящее обучение нет, а на замену цифровым суррогатом есть?

Но самая серьезная проблема — это то, что детей приучают к тому, что власть над ними, возможность оценивать их, выносить суждения о них будет у программы — цифровой системы. То есть ребенок служит программе, машине, а не наоборот, заключил Парфентьев. Это будет иметь серьезнейшие последствия.

Характерно, что мировая элита, стоящая за цифровизацией, продолжает жить в настоящем "аналоговом" мире.

"У них частное образование с гувернерами в малых группах без гаджетов, потому что их потомки должны перенять управление корпорациями и странами. Поэтому себя они от этого изолируют, а нам предлагают стать участниками эксперимента", — подытожил Юрий Линдре.



Евгений Чернышёв