Аналитика


Французы пытаются "ядерно" обосноваться в Центральной Азии
Политика | В бывшем СССР | За рубежом

Президент Франции Эммануэль Макрон накануне наведался с деловым визитом в государства Центральной Азии, в частности в Казахстан и Узбекистан. Основных причин для этого двухдневного турне две: санкции против РФ и ресурсы для Франции. Говоря о санкциях, французский лидер довольно открыто дал понять в беседе с казахстанским коллегой свои надежды и намерения, поблагодарив его "за соблюдение западных санкций в отношении России". Ответа на это заявление, правда, не последовало, но все же Касым-Жомарт Токаев назвал Францию "давним, ключевым и надежным партнером Казахстана". Формальные обмены благодарностями, и все же.

А вот что касается ресурсов, то тут у Франции есть некоторые проблемы, так как после переворотов в Нигере и Габоне урановая добыча там может оказаться под вопросом. На данный момент французская компания "Orano" является одним из крупнейших производителей урана и ядерного топлива, и, несмотря на заявления новых властей после переворотов, продолжает работу в этих государствах. Тем не менее, в Нигере требуют 60% доли в этой добыче вместо 45%, а новые власти Габона заявляли о национализации добычи урана.

Так что в Париже решили подстраховаться и наведаться к более надежным партнерам — "Orano" также разрабатывает месторождения в Узбекистане и Казахстане. По предварительным данным, в Ташкенте дали добро на увеличение поставок, так что доля узбекского урана может превысить в французском потреблении 10%. Что касается Астаны, то там также надеются увеличить поставки — вероятно, к началу 2030 года получится превысить планку 20% в общем потреблении Франции.

Однако есть и еще один проект, на который Макрон может надеяться — это первая в Казахстане АЭС. Так как французы являются одним из ведущих мировых поставщиков оборудования для АЭС и технологических решений, а строительство может занять минимум 6 лет, то на этот проект делают большие ставки в Париже. Кроме того, ожидается, что к 2030-2035 году и Узбекистан прирастет в энергопотреблении, так что и ему может понадобиться АЭС.

Как рассказал в беседе с Накануне.RU главный директор экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, для атомной энергетики эти проекты — это не "завтра", а уже "сегодня". Вероятно, поэтому Макрон так заторопился в Центральную Азию? Но Франция как в рамках Евросоюза, так и в рамках своей собственной санкционной политики поставила сама себе подножку, уверен эксперт:

"Сейчас желание закупать в ЕС и США какое-то оборудование для стратегически важных отраслей меньше, чем было 2-3 года назад. Потому что есть понимание, что в случае, например, возникновения каких-то политических противоречий с этими странами вы можете оказаться без запчастей, технической поддержки и так далее".

Белоярская АЭС(2023)|Фото: Накануне.RU

Кроме того, важными аспектами являются не только техническое сопровождение и поддержка в процессе эксплуатации, но и локализация оборудования и, конечно, цена. Как отмечает эксперт, те проекты, которые предлагает Франция, объективно достаточно дорогие, и Казахстан, и Узбекистан внимательно относятся к вопросу стоимости, к вопросу затрат и сроков. Поэтому, например, у "Росатома" или китайских компаний больше возможностей для договоренностей, потому что решения, которые ими предлагаются, дешевле, они испытаны, уже много референтных блоков, построенных в России по той технологии, которую РФ предлагает за рубеж.

Что касается санкций и активного подключения к ним государств Центральной Азии, то здесь президент Франции выступает, скорее, как посланник, нежели как самостоятельная фигура. Об этом в беседе с Накануне.RU рассказал политолог Максим Жаров:

"Макрон сейчас не играет самостоятельную роль в мировой политике, он находится и действует в определенном фарватере США, поэтому его визит на самом деле не является каким-то трендообразующим событием, поскольку все за него уже сделали американцы. Его роль — как статиста, суперпопулиста — он с ней приезжает на уже подготовленную американцами почву и работает исключительно ради поднятия собственного рейтинга".

Поэтому каких-то глобальных выводов из визита Макрона делать не следует, уверен эксперт, так как лидер Франции в данном случае "никто и звать его никак".

В таком случае, какие же цели преследуют США? Как и заявляли в Кремле, Запад пытается вмешаться во внутренние дела стран СНГ, но уже не столько, чтобы выстроить некое кольцо вокруг России, построить военные базы в странах СНГ и так далее. Максим Жаров уверен, что цель всех этих поездок и обхаживаний глобальнее — посеять раздор между РФ и КНР:

"США действительно стараются оторвать эти страны от России, есть проблемы в ОДКБ, в случае выхода Армении из ОДКБ, официально Киргизия и Казахстан остаются весьма важными странами, потому что есть еще Белоруссия, но она из ОДКБ не может выйти по той простой причине, что она находится в Союзном государстве с Россией. И если из ОДКБ выходят Казахстан и Киргизия, то по факту этот союз уже будет недееспособен, что отрицательно скажется на отношениях России и Китая, которому ОДКБ нужен, чтобы в комбинации с ШОС, которую Китай контролирует, иметь возможность работать с союзниками. А цель американцев — вызвать недовольство Китая в отношении ослабевания и влияния России на постсоветском пространстве".



Евгений Иванов