По традиционному образованию могут нанести еще один сильный удар с целью еще больше приблизить его к дистанту и "цифре". Общественная организация "Родительское всероссийское сопротивление" (РВС) направила открытое письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой хотя бы взять паузу, чтобы организовать широкое общественное обсуждение внесенного законопроекта о разрешении использовать в обучении смартфоны.
27 октября двадцать депутатов и два сенатора внесли в Госдуму поправки в Федеральный закон "Об образовании в РФ", которые тут же были распиарены в СМИ как поправки, направленные на ограничение использования смартфонов в школах. Мол, в целях заботы о детях это ограничат. Между тем речь идет о прямо противоположном: поправки, вопреки СанПиНу, разрешат использовать смартфоны в обучении. Далеко ли будет до отмены бумажных учебников? Вот вам электронная версия, а "у каждого есть телефон". Не будем гадать, но все признаки указывают на то, что заказ на эти опасные изменения был инициирован наверху и их велено продавить в "турборежиме", обеспечив им поддержку в СМИ как сугубо положительного законопроекта.
Подобное лукавство формулировок уже было. Наверное, все помнят, как в июле 2020 года Клишас и Крашенинников внесли законопроект о "запрете отбирать детей без суда". Это тут же было подхвачено федеральными СМИ как великое благо, в то время как речь шла как раз об ускоренном отобрании детей под видом суда, решение которого уже крайне сложно отменить (именно под видом, ибо экспресс-суд за 24 часа — это издевательство).
Сейчас происходит подобное. Действующие СанПиНы прямо запрещают использовать смартфон для обучения. Это и понятно: маленький экран, маленькие буквы, напряжение зрения и т.д. Поэтому "мобильные средства связи для образовательных целей не используются" (СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", п. 3.5.3). Законопроект же фактически отменяет эту норму и разрешает использовать смартфоны в неких "случаях, предусмотренных образовательной программой".
Пока другие законопроекты годами пылятся в парламенте и для них даже не могут назначить ответственный комитет, тут за 10 дней целых два комитета дали положительное заключение. Это комитет по науке и высшему образованию и комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства (совсем недавно в его названии появилось упоминание отцовства). Правда, в заключении последнего за подписью его председателя Нины Останиной говорится, что формулировка "за исключением случаев, предусмотренных образовательной программой", вызвала недовольство в родительском сообществе, в связи с чем ее необходимо уточнить. Однако уже на днях законопроект должен быть одобрен в первом чтении.
Это новшеством стало лишь формальным поводом для открытого письма РВС Володину. Также предсетатель организации Мария Мамиконьян записала видеообращение, в котором рассказала о том кошмаре, который творится в образовании и которое настойчиво заменяется "цифрой".
"Принятие закона, фактически разрешающего применять гаджеты на уроках, ознаменует собой начало полной и тотальной цифровизации образовательного процесса и постепенного перевода его на дистанционные рельсы", — говорится в письме.
"Это в чистом виде обман и мошенничество по отношению к родителям и учителям тоже. Председатель Правительства Михаил Мишустин не так давно утверждал, что дистант никогда не заменит учителя. Мы знаем, что когда власть говорит или намекает, что чего-то не будет, то это как раз и случается. Опыт показывает, что чем больше говорят, что этого не будет, тем больше вероятность, что это будет, особенно когда говорят так уклончиво: не может заменить. Он же не сказал: не будет", — резонно подметила Мария Мамиконьян.
Так, недавно в Дагестане возник скандал из-за нехватки учебников. И что там сделали? Школы региона просто подключат к системе "Московская электронная школа", заявил глава региона Сергей Меликов.
"А что, у федерального центра нет денег, чтобы сделать дополнительный тираж учебников и привезти их в Дагестан? Но вместо этого предлагается перейти на экран. В Бурятии тоже проблемы, и там тоже предлагают перейти на дистант, т.к. учителей не хватает. Из Бурятии многие воюют на СВО. И вот воюющие отцы узнают, что их детей фактически лишили возможности нормально учиться", — отмечает глава РВС.
Да, учителя уходят из школ, это повальный процесс, говорит она.
"Они доведены до ручки, их завалили бюрократическими отчетами, им вменяют совершенно не свойственную им функцию досмотра за семьями, они почему-то должны проводить сыскную работу против семей и родителей учеников. У них нет времени преподавать, это чиновникам не нужно, им нужны отчеты, а учителя из-за мизерной зарплаты вынуждены или брать по две ставки, или уходить на репетиторство. Это издевательство над профессией педагога", — возмущена Мамиконьян.
Но вместо решения проблемы власти намерены вообще начать процесс замены учителей искусственным интеллектом. Это якобы "разгрузит учителей". Но в итоге это "разгрузит" школу от учителей.
Приведем выдержки из письма мамы ученика, которое прислала письмо в организацию. Оно описывает как состояние нынешней системы образования, так и вектор ее движения.
"Я недоумеваю по поводу этой программы [Учи.ру] и каких-то безумных вещей, которые здесь творятся... Ребенка приучают не думать, и мне это не нравится... И хуже всего то, что эта система формирует рейтинг детей... Ребенку сразу дается картинка о том, кто из них имеет больше баллов и решил больше карточек... На английском ребенку ставят мультики на весь урок, причем безобразные. Там какие-то странные существа, говорит он, а еще какашка. И показывает мне, как она танцевала. Я чуть не упала в обморок! Учеба сейчас для всех родителей — это самая больная тема. Все мои знакомые со второго класса нанимают репетитора. Я не знаю ни одного родителя, который был бы доволен этим. То, что происходит, — это за гранью", — пишет мама.
Эмоционально, но разве по существу она не права? Кстати, как показывает сайт 2ip.io для определения местоположения, сервер "Учи.ру", на котором детей заставляют делать задания, расположен в Сан-Франциско (США). Замечательное "суверенное образование", которое обещал министр Кравцов.
Что дальше? Те родители, которые не захотят калечить своих детей смартфонами вместо настоящего учебника, попадут под пристальное внимание органов опеки? У них отберут право быть родителями как препятствующих получению детьми нового "образования"? Или все идет к окончательному "смартфонному дистанту"? Ведь смартфоны почти у всех. А очное образование — что будет с ним? Оно будет только через репетиторов, то есть доступно лишь обеспеченным родителям? И какое будущее в этом случае ждет Россию, кто будет налаживать производство, делать научные открытия, восстанавливать культуру?
Все эти вопросы, которые задает РВС, не просто остаются без ответа. О нем можно догадаться. Володина призывают к одному — собрать конференцию, на которой бы выступили педагоги, эксперты и родители по поводу состояния системы образования. Иначе "мы потеряем наших детей и будущее страны". Но власти, похоже, живут в своем отдельном мире.