На Русском экономическом форуме в Челябинске сразу двое законодателей от региона высказались так, что вызвали бурю эмоций. Депутат Госдумы Дмитрий Вяткин заявил, что первого ребенка нужно рожать в 20 лет, а сенатор Маргарита Павлова — что женщины перестали быть женщинами и пытаются исполнять мужские роли, поэтому нужно перестать ориентировать девушек на получение высшего образования. Именно последняя мысль вызвала крайнее возмущение многих. Есть ли смысл в этих высказываниях и о чем они свидетельствуют?
Россияне очень чувствительно относятся к советам властей, относящимся к их личной жизни. Однако не ко всем. Например, совет девушкам делать карьеру такого возмущения не вызывает, потому что он соответствует внутренним установкам большинства. Принята даже целая Национальная стратегия действий в интересах женщин до 2030 года.
"Здесь абсолютно четко перед нами формируется образ героини, которая уже не раз появлялась в замечательных советских фильмах. Это женщина, которая делает карьеру, ориентирована на личностный рост, достижения, которая порой одинока и, как следствие, несчастна. В стратегии нет ни одной цели, которая хоть как-то была бы связано с укреплением семьи", — охарактеризовала стратегию ведущая и журналистка Анна Шафран.
При этом стратегия прошла совершенно незаметно и была воспринята спокойно. Почему? Может быть, потому, что люди давно сделали выбор между личным устройством в жизни и будущим страны в пользу личного устройства? Правда, власти этому очень поспособствовали. И продолжают это делать до сих пор. Необъявленной идеологией, продвигаемой уже более 30 лет, является культ личного "успеха", денег, стяжательства материальных богатств. Поэтому удивляться бурной реакции на слова Павловой и Вяткина не стоит.
Чем еще могут быть возмущены россияне? Разве с точки зрения демографии они не правы? Чем раньше женщина начинает рожать и чем дольше живет в браке, тем больше детей она родит, тем крепче будет семья и тем сильнее будет Россия. Но это с точки зрения демографии. Соответствует ли этому социально-экономическая политика государства? Абсолютно нет. Государство даже не ставит цель повысить рождаемость. Она подменена "мерами поддержки". Да еще какими — адресными: если ты ниже уровня бедности (это вообще как?!), то твоей семье дадут, чтобы она поднялась на этот уровень, но не выше. Поэтому совет рожать воспринимается как совет быть нищим, т.к. количество детей в семье пропорционально вероятности бедности.
Что касается высшего образования, то оно нужно государству так же, как и образование в целом, т.е. почти никак. И его получение может быть нужно только самому человеку. При этом в последние годы все более намечается тенденция среди выпускников школ идти не в вуз, а в средние специальные заведения, особенно по проекту "Профессионалитет", — это хотя бы гарантирует трудоустройство. Притом что получение диплома о высшем образовании зачастую не приводит ни к чему.
"Нужно перестать плодить количество молодых людей, которые получают высшее образование, которое потом ни к чему не приводит", — возможно, это имела в виду сенатор Павлова.
Или она не права в этом отношении? Об этом сказал и депутат Вяткин.
"Молодые люди сейчас учатся в школе 11 лет и заканчивают ее в 18 лет, потом [в вузе] учатся 4 + 2 года. Потому что вся индустрия образовательная (а это именно индустрия, которая связана с деньгами) говорит: "Учись дольше". Следовательно, мы получаем огромную армию 24–25-летних молодых людей, которые нигде или почти нигде не работали, которые только-только получили специальность, имеют небольшой заработок, не вошли в полноценную взрослую жизнь. И, соответственно, о каких детях и о какой семье мы можем вести речь?" — сказал он.
По его мнению, люди уже к 20 годам должны становиться взрослыми. Но на что направлена политика государства? Только не на это. Индустрия развлечений делает современных 30-летних мужчин подростками. Где молодой девушке найти молодого парня, который имел бы взрослое сознание и мог бы содержать семью? Он воспитан в духе инфантилизма как цифровой потребитель. Систем образования на это и нацелена.
В этих условиях призывы рожать с 20 лет остаются гласом вопиющего в пустыне. Они верные с точки зрения демографии и здоровья женщин и детей, но им противоречим сама политика государства, которое давно сбросило с себя те обязательства, которые несло в советское время.
Примечательны, однако, высказывания депутатов и чиновников на тему демографии и рождаемости, которые в последнее время стали появляться все чаще. Так, вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова недавно сказала, что женщины должны начинать рожать с 20 лет. Еще раньше глава Минздрава РФ Михаил Мурашко призвал рожать как можно раньше. Он раскритиковал нацеленность современных женщин на карьеру и получение образования. Это "совершенно порочная практика", считает он.
Депутат Госдумы Татьяна Буцкая поддержала Маргариту Павлову. Она была более осторожной в высказываниях, но по существу с ней согласилась. После 35, а особенно 40 лет резко возрастает вероятность отклонений у ребенка.
С этим не поспоришь. И вряд ли россияне этого не понимают. Удивляет другое. До законодателей и чиновников только сейчас начали доходить такие элементарные вещи. Но они не говорят о другом. Не только о материальном положении людей, а о том, что вкладывается в их головы через систему образования. Если сейчас суммарный коэффициент рождаемости равен 1,4 ребенка на женщину и он предопределяет "естественную" убыль населения на 500 тыс. в ближайшие годы с тенденцией к дальнейшему ускорению, то при дальнейшем его падении рождаемость будет еще ниже, а убыль — еще больше. И кто гарантирует, что этого не будет?
Мы считаем, что так и будет, а не столь отдаленная перспектива России — убыль уже на миллион человек в год. И к этому подталкивает цифровизация и гаджетизация жизни, которая вообще отбивает потребность в других людях. Современные цифровизированные дети воспринимают в качестве субъекта не другого человека, а свой гаджет. В результате треть подростков настроены на бездетность. Но эта тема табуирована. Власти погружают страну в "светлое цифровое будущее".
Вот и получается, что до депутатов и даже министров уже доходит, что страна вымирает ужасающими темпами, но неприкосновенные "священные коровы" — либеральная идеология или цифровизация не дают возможности ничего предпринять. Получаются лишь неуклюжие высказывания, которые еще больше раздражают людей.