С 2024 года на ОГЭ по математике можно будет пользоваться непрограммируемым калькулятором. То, что в советской школе считалось недопустимым, сейчас преподнесено как необходимость. Почему это сделано и к чему это приведет?
Вообще говоря, решение о калькуляторх было принято еще летом, но тема почему-то оказалась обсуждаемой именно сейчас, хотя до конца учебного года еще очень далеко.
Аргументы образовательных властей, принявших это решение, ничем не отличаются от тех лозунгов, под которыми уже тридцать лет происходит постоянное снижение уровня образования. Вот что говорит руководитель комиссии по разработке котрольно-измерительных материалов по математике ОГЭ и ЕГЭ Иван Ященко:
"Очень многие учителя ждали этого изменения. Мы, математики, должны показывать красоту этой науки, рассказывать, зачем она нужна в реальном мире. И кстати, совсем не случайно введение калькулятора поддержали участники съезда учителей физики. Потому что они считают, и правильно считают, что математика должна создавать базу и для физики, и для IT. Математика должна развивать мышление, а не концентрироваться на техническом счете, который вызывает уже нервный тик и у родителей, и у детей, особенно в девятом классе. Учить детей считать столбиком просто. Гораздо сложнее учить думать и рассуждать. Но в этом главная цель математики", — считает он.
Продолжая эту логику, можно отменить и обучение математике, так как есть вычислительные машины. Автор этих строк на своем многолетнем опыте убедился, что проблемы с устным счетом не дают понимать именно суть технических предметов, поскольку устный счет является частью "оперативной памяти" человека, необходимой ежесекундно для восприятия сложного материала (а новый материал всегда сложен).
В целом аргументы сторонников сводятся к спекуляциям о творчестве (интересно, какой процент школьников действительно умеет творить что-то оригинальное, тем более в математике?) и к тому, что мы все пользуемся инструментами или машинами для выполнения каких-то действий. В этих рассуждениях, однако, есть существенный изъян. Использование в быту и при обучении — это разные вещи. Обучение на то и направлено, чтобы научиться как можно большему. Если такая задача у современной системы образования вообще стоит, что совсем не очевидно.
Уровень знания математики у современных детей очень низкий и становится все ниже, отмечают многие учителя. Калькуляторы сами по себе не являются причиной, но фиксируют этот уровень как норму. Член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, лидер движения "Родная школа", популяризатор математики Алексей Савватеев считает, что разрешение использовать калькулятор "делается с целью закатать под ковер тот факт, что дети совсем перестали уметь считать".
"При повторении ЕГЭ почти один в один от года к году, кроме одной-двух задач, притом что выкладываются помогающие подготовиться демонстрационные версии, общий результат вне Москвы и Питера неуклонно снижается. Возьмем Новосибирск. Не последнее место по образованию в России. И там 34% двоек на ОГЭ. Причем типичная причина двойки — неумение считать в уме. Они не знают таблицы умножения. Какое творчество? Задачи однотипные из года в год! Единственное, что проверялось, — умеет ли ребенок считать. Теперь и это не будет проверяться", — рассказал он блогеру Вячеславу Манучарову.
Савватеев подчеркивает, что статистики ни по ЕГЭ, ни по ОГЭ власти не публикуют. Озвучиваются лишь отдельные, нужные властям цифры. Но в частных разговорах чиновники признаются, что этого не делается по простой причине — станет понятен масштаб катастрофы. Видимо, решение по калькуляторам из этого же ряда — нужно улучшить показатели. Не образование, а именно показатели. И тогда можно будет отчитаться, что школьники стали лучше знать математику. Но что значит отчитаться? Солгать. Соврать самим себе. Продолжать рыть яму будущим поколениям.
Народный учитель России, профессор кафедры математического анализа РГПУ Сергей Рукшин считает, что порочная логика чиновников неизбежно приведет к тому, что калькулятор спустят в 5 класс. И это "разрушает глобальную мотивацию овладения навыками счета. Учителя, родители и дети будут понимать, что в дальнейшем они нигде не понадобятся. В наше прагматичное время такое понимание означает приговор".
"Для подавляющего большинства учащихся после четырех лет имитационной математики никакой "математический прорыв" в среднем школьном звене будет невозможен. И такое решение принимается в условиях нарастающего дефицита инженерно-технических кадров, о котором трубят сегодня со всех сторон", — написал Рукшин.
"На наших глазах совершается государственное преступление, ведущее к объЕГЭриванию и оболваниванию нации. И лишающее ее будущего", — уверен народный учитель России.
Заслуженный учитель России Александр Шевкин обращает внимание на слова чиновника Ященко, что в век искусственного интеллекта считать в уме уже не нужно. Видимо, развивать ум детям тоже не надо.
А умные люди стране вообще нужны?