В Госдуме раскритиковали подход руководства России к строительству платных дорог. Зампред комитета нижней палаты российского парламента по экономической политике Михаил Делягин считает, что сама идея о том, что трасса должна окупаться за счет тех, кто по ней ездит, является порочной. Тем более, если ездить по таким трассам небезопасно из-за экономии на обслуживании.
В начале 2024 года водители стали жаловаться на огромные очереди на заправках, которых не хватает на трассе М-12. Например, водитель, проехавший по указанной трассе 5 января 600 км в Москву, остался практически без положительных впечатлений из-за сложностей с заправками, санузлами и сотовой связью. Другой водитель, возвращавшийся в Москву 4 января, сообщил о том, что дорога не очищена, а из двух полос работала одна. А еще весной прошлого года пользователи сообщали, что во Владимире склоны на трассе М-12 начали таять вместе со снегом и частично обвалились.
И неудовлетворительное состояние трасс приводит к трагедиям. 8 января 2024 года на платном участке трассы М-11 "поскользнулась" фура, произошла массовая авария. Погибли четыре человека, в том числе годовалый ребенок, пострадали 16 человек.
Михаил Делягин также отмечает, что слышал много историй о том, что платные дороги строят с ненадлежащим обеспечением уровня качества и сервиса.
"Люди, которые ездили по новой, свежей дороге из Москвы в Казань, рассказывали про отсутствие всякого придорожного сервиса, говорили о недостатке заправок. Было много историй, связанных со снежными заносами", — сказал Накануне.RU Михаил Делягин.
Депутат напомнил, что в советское время вдоль трасс высаживали деревья, чтобы этих самых заносов не было, чтобы деревья работали как защита от снега. Сейчас от этой инициативы отказались, что приводит, например, к тому, что машины ветром сносит с трассы. Утрачена культура строительства дорог, кроме того, возведение платных трасс не предусматривает обеспечение минимального сервиса или безопасности тех, кто по ним будет ездить, считает Делягин.
"Сама идея о том, что дорога должна окупаться за счет взимания платы с тех, кто по ней ездит, является глубоко порочной. Дорога — это инфраструктура, которая по своей природе не может быть частной: расходует деньги один, а пользуются все, то есть этот один должен представлять интересы всех — быть государством", — сказал Михаил Делягин.
В Европе плата за проезд по трассам направляется на ремонт дорог, а не на окупаемость строительства. В России же плата для автомобилистов является слишком высокой и в итоге дорогами пользуются недостаточно, они оказываются неконкурентоспособными из-за завышения цены.
"Это общая специфика монополизированной экономики и управленческого сознания, основанного не на общем благе, а произволе монополистов", — заявляет Делягин.
Политик рассказал о том, как можно выйти из ситуации. Должны быть стандарты строительства трасс — столько-то заправок, лесных насаждений, спасающих от снега, придорожного сервиса на 100 км дорог. Если частник по каким-то причинам не приходит на сопутствующие проекты, то указанные стандарты должен соблюсти тот, кто строит дорогу. Во-вторых, плата за проезд должна идти на ремонт трасс.
"С формальной точки зрения, люди, сдающие дороги, по которым опасно ездить, не виноваты: действуя по контракту с государством, они выполняют его требования, и то, что эти требования не имеют отношения к реальности, — не проблема тех, кто строит дороги. Ответственность должны нести те, кто устанавливает правила со стороны государства, — представители соответствующих министерств и ведомств. Думаю, все понимают, что они за это получат только награды, премии, дальнейшее повышение", — сказал Михаил Делягин.
По его мнению, отсутствие заправок и завышенная цена проезда — проявление системных просчетов, потому что никто в государстве не признал эти недостатки, не сказал, что это неправильно, не обеспечил заправками.
"Нам рассказывают, как замечательно ехать, а потом мы читаем отзывы людей, которые повелись на рекламу, поехали, в итоге радуясь тому, что у них был полный бензобак. Проблема системная — в организации всего государственного управления", — считает экономист.
Напомним, ранее президент России РФ Владимир Путин в ходе "прямой линии" ответил на обращение москвича Сергея Гвоздева-Карелина. Мужчина пожаловался на высокий тариф за проезд по трассе М-12 Москва – Казань. Он указал на стоимость около 6 тыс. руб., в то время как ее планировалось установить на уровне 4 тыс. руб. Глава государства пообещал проверить информацию.